Аристофан

(ок. 446-ок. 385 г. до н. э. ) древнегреческий драматург

Комедии великого древнегреческого драматурга входят в золотой фонд мировой культуры наравне с другими величайшими памятниками античности - трагедиями Эсхила, Софокла и Еврипида, историческими повествованиями Геродота и Фукидида, философией Демокрита и Аристотеля, скульптурами Фидия и Поликлета. Аристофан - единственный представитель древней комедии, произведения которого (правда, только 11 из приписываемых ему 44) дошли до нас почти целиком. От комедий других драматургов остались лишь небольшие отрывки.

Творческое наследие «отца комедии» Аристофана всегда высоко оценивалось выдающимися деятелями культуры. Они называли его величайшим мастером сатиры, обличителем всего косного и отживающего. Значение творчества Аристофана для нашей современности с наибольшей полнотой раскрывается в решении, принятом ЮНЕСКО о праздновании 2440-летия со дня рождения Аристофана.

Одиннадцать комедий драматурга да несколько отрывков из несохранившихся пьес его самого и его современников - вот все, что дошло до нас от первого в истории мировой литературы комедийного жанра - так называемой древнеантической комедии.

Комедиография Аристофана и его современников называется аттической потому, что она возникла и расцвела в греческой области Аттика, центром которой были Афины. «Древней» ее назвали уже сами античные ученые, для того чтобы подчеркнуть резкое отличие произведений Аристофана и других комических поэтов его времени от комедий, созданных позднее, в период, когда Афины уже утратили свое политическое первенство в Греции и стали одной из «периферийных» областей Македонской империи.

Античные свидетельства о жизненном пути Аристофана не отличаются полнотой. Так, только путем косвенных расчетов удалось установить время его рождения - около 446 года до нашей эры.

Аристофан был афинянином. Родители его - люди свободнорожденные, но, по-видимому, не очень состоятельные. Хотя отец будущего драматурга имел небольшой земельный участок на соседнем с Аттикой острове Эгине, Аристофан, судя по его комедиям, значительную часть своего времени проводил в Афинах: он великолепно знал и каждодневную политическую жизнь, и все городские слухи об известных общественных деятелях, и правила судебной процедуры, и быт своих сограждан.

Писать он начал рано: первая его пьеса была поставлена в 427 году до н. э. и получила вторую премию. С самого начала театральной деятельности Аристофан принял на себя роль мудрого наставника, заступника своих сограждан. Его комедии и сейчас поражают бесстрашием сатиры.

Самой существенной чертой творческого облика Аристофана является общественная активность автора. Уже вторая его комедия «Вавилоняне», поставленная с огромным успехом на Великих Дионисиях 426 года, была посвящена такому злободневному политическому вопросу, как взаимоотношения между афинянами и их союзниками. Критика деятельности афинских должностных лиц, содержавшаяся в комедии, была настолько острой, что глава радикального крыла демократии Клеон даже пытался привлечь поэта к судебной ответственности.

Аристофан в своих комедиях поднимает самые разнообразные вопросы современной ему действительности. В ряде произведений он выступает против Пелопоннесской войны и призывает к заключению мира со Спартой. При этом поэт хорошо знал, что не все его зрители были убежденными сторонниками заключения мира со Спартой или хотя бы ведения мирных переговоров.

В совершенно необычном освещении тема мира предстает в комедии «Лисистрата», где инициатива прекращения войны исходит от женщин, возглавляемых афинянкой Лисистратой. При этом основное средство для достижения цели по-аристофановски смелое: женщины всей Греции отказывают своим мужьям в любовных ласках и таким путем доводят изнуренных воздержанием мужчин до полной капитуляции.

Анализ проблематики войны и мира, занимающей такое большое место в творчестве Аристофана, открывает путь к пониманию и других проблем, поднимаемых в творчестве драматурга. Прежде всего это вопрос о судьбах афинской демократии.

Аристофан писал в то время, когда уже наступил кризис античной рабовладельческой демократии. В обществе стали развиваться такие отрицательные явления, как продажность и взяточничество должностных лиц, стремление поживиться за счет казны, деятельность сикофантов (доносчиков). Сатирическое изображение отрицательных сторон политической жизни находило живой отклик у афинских зрителей, и комедии Аристофана пользовались громадным успехом.

Нападки его на демократическую систему никак не свидетельствуют о том, что он ее не приемлет. Он не берет под сомнение сущность демократических порядков - он хочет только устранить из афинских государственных учреждений бесчестных демагогов и вернуть в Афины тот дух гражданского единства, какой был в героические времена Марафона и Саламина.

Положительный герой комедий Аристофана - мелкий сельский труженик, обрабатывающий землю с помощью одного-двух рабов. Аристофан восхищается трудолюбием земледельца, его здравым смыслом, проявляющимся как в домашних, так и в государственных делах, его приверженностью к традиционной религии и к обычаям прошлых героических лет.

Взаимоотношения различных слоев демоса, вопросы руководства государством, оценка лидеров радикальной демократии - вот главные проблемы, которые получают разрешение в одной из самых острых в политическом отношении комедий Аристофана «Всадники». Остро подмечая и высмеивая пороки общественной нравственности, Аристофан вместе с тем убежден, что причиной их является война и бедственное положение земледельцев.

Он не мог не видеть грозных симптомов социального расслоения, грозившего гибелью афинскому демократическому полису. Наблюдательным глазом художника драматург видел, что угрозу полису составляет именно концентрация частной собственности в руках немногих представителей рабовладельческой верхушки. Ее политическими представителями и являлись те демагоги, лидеры радикальной демократии, которые в результате неизбежного развития рабовладельческой экономики пришли к власти в первые годы Пелопоннесской войны.

Не боясь показать афинскому демосу его слабости и заблуждения, видя в народе защитника идей демократизма, Аристофан не смог в полной мере осмыслить ограниченность афинской демократии. Как истинный сын своего времени, гражданин рабовладельческой республики, он считал совершенно естественным и закономерным такие явления, как эксплуатация рабского труда, взимание податей с союзников, привилегированное положение «исконных» афинских граждан по отношению к неполноправным чужеземцам. С наибольшей ясностью эти взгляды раскрываются в комедии «Осы».

Из всех современников Аристофана наиболее ожесточенным нападкам комедиографа подвергались, кроме Клеона, Сократ и Еврипид. Почему драматург с такой ненавистью высмеивал Сократа в «Облаках»? Причина кроется в непримиримом отношении Аристофана к идейному кризису афинской демократии, выразителями которого явились софисты. Самого Сократа сближал с софистами метод доказательств, которым он стремился обосновать относительность общепринятых представлений. Идейная направленность философии Сократа противоречила моральным нормам афинской демократии, патриархальной нравственности крестьянства. Аристофан не ограничился карикатурным портретным изображением Сократа, а создал собирательный тип лжемудреца, шарлатана и наставника в пороках.

Непримиримость Аристофана по отношению к ряду новых явлений, порожденных идейным кризисом афинской демократии, ярко раскрывается и в его оценке Еврипида. Еврипид по своим политическим взглядам не являлся противником афинской демократии. В некоторых трагедиях он изображал Афины прибежищем гонимых и притесняемых, оплотом свободы в Греции. Его общественный идеал - «крестьянская» демократия, независимые земледельцы, живущие честным трудом. Но, как честный художник, он отразил в своем творчестве наиболее существенные признаки разложения полисной нравственности: падение старинного благочестия, кризис гражданской морали, развитие индивидуализма и скептицизма.

В то же время Аристофан всю жизнь боролся за сохранение патриархальных устоев афинской демократии. Поэтому на протяжении двадцати лет - от первой дошедшей до нас комедии «Ахарняне» (425 г. до н. э. ) и до «Лягушек» (405 г. до н. э. ) - он не оставляет в покое своего современника. Иногда выступления Аристофана против Еврипида носят характер личных нападок, но в основе их лежит различие этических и эстетических принципов обоих драматургов.

В поздних произведениях Аристофана все более отчетливо возникает тема социальной утопии. Наиболее ярким образцом жанра комедии-утопии являются «Птицы», поставленные в 414 году до н. э. , когда Афины переживали волнующие и тревожные месяцы Сицилийской экспедиции. Последняя из сохранившихся комедий Аристофана - «Плутос» («Богатство») - также представляет вариант социальной утопии: прозревший бог богатства Плутос в корне меняет распределение материальных благ среди членов общества. Всевозможные ораторы, доносчики, паразиты и т. п. , которые раньше, пользуясь слепотой Плутоса, бессовестно обогащались, теперь обеднели, а богатство и довольство перешло к честным и благочестивым земледельцам.

Комедии Аристофана, как и древняя аттическая комедия в целом, связаны с народными формами театра. Персонажи его комедий обычно носители какой-либо человеческой черты, показанной в крайне заостренном, преувеличенном виде. Очень силен в его комедиях элемент буффонады.

Творчество Аристофана отличается как богатством идейного содержания, так и театральной выразительностью. Это одновременно и вершина древней аттической комедии, и ее завершение. В IV веке до нашей эры, когда в Греции сильно изменились социально-политические условия, древняя комедия утратила питающую ее почву. Потому-то В. Г. Белинский говорил, что Аристофан - «последний великий поэт Греции».

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!