Аркадий и Борис Стругацкие (АБС)
Стругацкий Аркадий Натанович (1925-1991)
Стругацкий Борис Натанович (1933-2012)
российские писатели-фантасты
На протяжении трех последних десятилетий Стругацкие являются бесспорными лидерами в отечественной научной фантастике. Они не только постоянно выпускали новые произведения, но и стали родоначальниками целого направления в этом жанре.
Аркадий Стругацкий родился в Батуми, но детство его прошло в Ленинграде, куда вскоре переехала семья. Там и родился его младший брат. В начале войны семья была эвакуирована в Оренбургскую область. Вскоре Аркадия призвали в армию и направили в Актюбинское артиллерийское училище, откуда в 1943 году перевели в Московский военный институт иностранных языков. Окончив его как переводчик-японист, Аркадий был направлен на Дальний Восток, где и прослужил до 1955 года. После демобилизации он поселился в Москве. Работал в различных издательствах, в 1957 году в соавторстве с Л. Петровым выпустил повесть «Пепел Бикини», которая стала его литературным дебютом.
Борис Стругацкий после войны закончил механико-математический факультет Ленинградского университета, получил специальность астронома и затем много лет проработал в Пулковской обсерватории.
Известность пришла к Стругацким после выхода их первых научно-фантастических рассказов. Тщательно проработанная научная основа сочеталась в них с интересным сюжетом и запоминающимися героями. На протяжении нескольких лет рассказы печатались в различных журналах и только потом были объединены в сборник «Шесть спичек», который вышел в 1960 году.
Впервые в советской фантастике Стругацкие создали собственную теорию будущего. Она стала основой их первой трилогии — «Страна багровых туч» (1959), «Путь на Амалтею» (1960) и «Стажеры» (1962), объединенной общими героями и временем действия.
Созданный Стругацкими мир был вначале лишен каких-либо конфликтов, но уже в романе «Трудно быть богом» (1964) писатели в форме фантастической притчи показали и тоталитаризм, и фашизм, и деспотию одной идеологии. Слишком отчетливые аллюзии с современными событиями нередко приводили к тому, что их книги запрещали печатать или они выходили в сильно сокращенном цензурой виде.
Братья Стругацкие использовали приемы различных литературных жанров. В одном из интервью они признались, что трилогия о разведчике Максиме Каммерере построена под сильным влиянием политического детектива, хотя ее действие и развивается в далеком будущем. В образе главного героя заметны черты такого персонажа, как Джеймс Бонд.
Яркий сатирический дар братьев Стругацких проявился в ряде произведений, где действие перенесено в современный мир. Это повесть «Понедельник начинается в субботу» (1964), написанная как пародия на фэнтези. Писатели создали образ современного НИИ, где мирно уживаются персонажи фольклора разных народов. Повесть сразу же завоевала широкую популярность, и многие выражения из нее стали афоризмами. Примыкающая к ней повесть «Сказка о тройке» (1968), где писатели размышляли о судьбе страны, сразу же была запрещена. Она сначала вышла в ФРГ, а в России появилась лишь в 1987 году.
Начиная со второй половины шестидесятых годов, творчество Стругацких приобретает особую философичность. Каждая их публикация выходит с большим трудом или подвергается запрету. Это прежде всего повести «Улитка на склоне» (1966—1972), опубликованная в ФРГ, и «Гадкие лебеди» (1972). В первой писатели создали образ сверхбюрократического государства, а во второй рассказали о собственной судьбе. Повесть «Гадкие лебеди» позже вошла в роман «Хромая судьба». Писатели свели фантастический элемент к минимуму, перенеся действие в реальные условия некоей европейской страны. Они ярко воспроизвели нравы современного им общества, в результате чего этот роман и был запрещен в Советском Союзе.
В семидесятые годы Стругацкие вновь вернулись к теме контактов инопланетян с землянами. В романе «Пикник на обочине» (1972) они создали яркий образ сталкера — смельчака, который отваживался проникать в так называемую Зону — место, где инопланетяне оставили свои машины. Фильм А. Тарковского «Сталкер» — блестящая экранизация этого романа.
Другое произведение Стругацких — повесть «Отель «У погибшего альпиниста»» — написано в форме иронического детектива. Но конец ее трагичен — попытка контакта внеземной цивилизации с землянами заканчивается для пришельцев несчастьем.
Самое сложное произведение Стругацких — роман «Отягощенные злом» (1988). Он представляет своеобразный перифраз «Мастера и Маргариты». Действие развивается в современном и библейском планах. Этот роман перекликается с пьесой-притчей «Жиды города Питера», действие которой происходит в наши дни, но построено на исторических аллюзиях.
С кончиной Аркадия Стругацкого, 12 октября 1991 г. (66 лет), содружество братьев практически прекратило существование, но школа, которую они основали, продолжает развиваться. Правда, Борис Стругацкий не оставил литературную деятельность и после смерти брата, не бросил писать, причем также в соавторстве, умер 19 ноября 2012 г. (79 лет) .
Добавить комментарий