Астафьев Виктор Петрович
(1924-2001) русский писатель
Виктор Астафьев родился в селе Овсянка Красноярского края.
Началом своего творческого пути сам писатель считает первые послевоенные годы, когда в одну ночь в вахтерской будке Чусовского колбасного завода на серых листах дежурного журнала он написал рассказ «Гражданский человек». Рассказ был о войне, о погибшем товарище. Неожиданной была простота и будничность интонации этого прямодушного и еще косноязычного произведения.
У будущего писателя было тяжелое довоенное детство. Родители умерли рано, и он остался сиротой, беспризорничал, потом попал в детский дом, учился в ремесленном училище. Виктор Астафьев часто вспоминал то время, когда еще жил вместе с родителями, и пытался писать об этом. Однажды в детском доме он написал сочинение о любимом озере, на котором неделями в одиночестве ловил рыбу на продажу и на котором впервые испытал глубокое счастье единения с природой. Учитель похвалил сочинение, и Виктор почувствовал гордость от того, что может так хорошо излагать свои мысли.
Когда ему исполнилось семнадцать лет, началась Великая Отечественная война, и он пошел на фронт. Воевал, был тяжело ранен и попал в госпиталь на Украине. Там Виктор Астафьев познакомился со своей будущей женой Марией Семеновной.
После войны молодой писатель учился на Высших литературных курсах. В ответе на анкету журнала «Москва» в 30-ю годовщину Победы над Германией он говорил, что, если бы не война, писать он начал бы раньше.
После первых книг рассказов Астафьев Виктор Петрович написал роман «Тают снега». Он изложил в нем те наблюдения за жизнью, которые получил во время работы в районной газете, но стиль будущего мастера еще не просматривался. Настоящее творчество было возможно только на основании собственного опыта и памяти детства. По этому пути шли многие русские писатели.
Астафьев рано понял, что писательское творчество становится для него жизненно необходимым делом. Это было психологическим врачеванием от тяжелых воспоминаний, поэтому он с такой страстью писал о прошлом. В рассказе «Ода русскому огороду», Виктор Астафьев писал: «Память моя, сотвори еще раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнет усталости, пробудившей угрюмость и отравляющую сладость одиночества. И воскреси, - слышишь? - воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него. . . »
«Перевал» - первая повесть Виктора Астафьева, написанная в свободной доверительной манере. Приобретенный опыт позволил приняться за работу над романом «Последний поклон». Писатель работал над ним без малого двадцать пять лет, целую творческую жизнь.
Это книга о мире, окружающем любое детство. В одном из писем в 1976 году Астафьев писал: «С окончанием «Последнего поклона» я расстаюсь навсегда с темой Сибири и детства и целиком перехожу на поле брани - надо, пока не поздно, написать все же «свою войну», никто ее за меня не напишет».
Когда писателю показалось, что «Последний поклон» закончен, он написал «Кражу» - из всех детских книг, может быть, самую горькую и благодарную. Описанная в ней отчаянная публика мало похожа на колонистов из фильма «Путевка в жизнь». Характеры беспризорников написаны с редким чувством меры, хотя эксцентричность материала могла в равной степени привести к живописанию злого и беспутного быта или к сентиментализму. При всей драматичности и жестокости «Кража» - книга о даре, даре детства и памяти, даре возвращения прошлого, а сама кража - только сюжетная канва, повод для воскрешения целого мира.
Во время учебы на Высших литературных курсах Астафьев написал повесть «Звездопад» о первой любви.
Воспоминания детства писатель никогда не связывал с матерью. Он сам отмечал, что о матери не писал намеренно. «Когда выкладываешь на бумагу сокровенные мысли - это какое-то кощунство, - говорил писатель. - Это останется со мной и должно принадлежать только мне. Есть такое, о чем я никогда не напишу». Он также отказывался писать что-либо о В. Шукшине. «Это для меня драгоценно, - замечал Астафьев, - это мое. Так и о маме. Это для меня слишком свято».
Вместе с тем в творчестве Астафьева появлялись новые темы. Их появление было обусловлено тем, что исподволь, год за годом менялся взгляд литераторов на войну. В солдате оживал мирный человек, война отдалялась на расстояние истории. Пришла пора качественных перемен в психологии военного человека, потому что нет глубже заблуждения, что в условиях мира человек тот же, что и на войне.
Повесть Виктора Астафьева «Пастух и пастушка» стала одной из первых книг на пути этого нового восприятия уже ушедших в историю военных лет, как и произведения В. Богомолова («Зося»), Ю. Бондарева («Берег»). Писатели искали пробуждения в нынешнем молодом человеке чувства доверия и ответственности перед жизнью.
Астафьев Виктор Петрович признавался, что не хватит ни сил, ни таланта, чтобы сказать о Великой Отечественной войне то, что хотелось бы. Он полагал, что это под силу только большому числу писателей или таланту подобно Л. Толстому, написавшему «Войну и мир».
Беспокойством Астафьева за сохранность живой природы пронизана его большая книга «Царь-рыба». Здесь нет новизны в постановке проблемы. Начиная с романа Леонова «Русский лес» русская литература с гневом, беспокойством и любовью говорит о необходимости сохранения среды человеческого обитания. Новизна книги Виктор Астафьева заключается в том, что он пишет не только о недопустимости «неразумия» в обращении с природой, не только о необходимости согласования достижений науки и техники с бережным отношением к природным ресурсам, но и ненавязчиво говорит о связи русской природы и национального самосознания.
Незадолго до смерти Астафьев закончил цикл повестей «Веселый солдат», «Как хочется жить» и «Обертон». Все эти книги о послевоенной жизни. 29 ноября 2001 г. Виктора Петровича Астафьева не стало, но жизнь его книг продолжается. В Сибири выходит собрание сочинений В. Астафьева в пятнадцати томах.
Добавить комментарий