Азнавур, Шарль

(настоящее имя - Шанурх Азнавурян) (род. в 1924 г. )

французский певец, композитор, актер

Шарль Азнавур уже много десятков лет известен во всем мире как один из самых популярных французских певцов и композиторов. И тем не менее критики не перестают удивляться, как сын армян-эмигрантов сумел добиться во Франции такого огромного успеха. Он не только стал своим в чужой стране, но и блестяще продолжил традиции французской народной песни и проявил себя как великолепный исполнитель. В прессе Азнавура называли Наполеон-шансонье, чему в немалой степени способствовал небольшой, всего 162 сантиметра, рост певца.

Родился Шарль Азнавур во Франции в семье армянских переселенцев и свою трудовую карьеру начал в девять лет. Дед будущего певца был шеф-поваром в ресторане «Кавказ», отец - певцом, а мать - актрисой. Как вспоминает сам Азнавур, его родители бежали в Европу от революции и геноцида.

Вначале он только сочинял песни. И лишь в 1947 году, когда одна из них была признана лучшей песней года, он решился выйти на эстраду. Потом получили признание другие созданные им произведения, и постепенно Шарль Азнавур приобрел известность как автор и исполнитель баллад.

Однако по-настоящему его судьба изменилась после встречи с известной французской певицей Эдит Пиаф. Именно она определила творческий стиль будущего певца, подсказала ему манеру исполнения. Влияние Эдит Пиаф было безграничным. Азнавур прислушивался к каждому совету великой певицы и с ее помощью выработал свой неповторимый стиль доверительного и немного взволнованного монолога, которого придерживается до сих пор.

В 1956 году Шарль Азнавур дает свой первый сольный концерт в зале «Альгамбра». Так начался новый этап карьеры Азнавура как певца и композитора, автора песен. Несмотря на достаточно солидный возраст, он продолжает выступать с сольными концертами и сейчас.

За свою творческую жизнь, Азнавур написал такое огромное количество песен, что если начать их прослушивать, на это уйдет не один месяц.

Однако, как и любая другая по-настоящему творческая личность, Шарль Азнавур постоянно совершенствует свое искусство, оставляя неизменными лишь отдельные творческие приемы и методы. Так, например, он до сих пор уверен, что в песне прежде всего важны слова, а музыка вторична. Поэтому Азнавур часто прибегает к аранжировкам популярных мелодий. Как композитор он использует музыку всех народов, не исключая, разумеется, и армянскую.

Шарль Азнавур сочиняет песни и к кинофильмам, среди которых наиболее известны «Сказки Парижа», «Золотая леди», «Бал», «Эдит и Марсель», посвященный памяти великой певицы.

Один из своих дисков он записал вместе с Фрэнком Синатрой, с которым дружит уже много лет. Вообще Азнавур легко сходится с людьми и считает своим долгом помогать каждому, кто просит об этом. Так, он много занимался с Лайзой Минелли, помогая ей освоить специфику европейской песни. Дружеское участие Азнавур проявил и в судьбе ставшей впоследствии знаменитой французской певицы Мирей Матье, которую он ввел в круг шансонье, выступавших в парижском зале «Олимпия».

Шарль Азнавур снимался в кино, хотя некоторые критики говорят, что его работы были не удачны. Сам же он по этому поводу иронически замечал, что снимался прежде всего у своих друзей, которым иногда было не по карману увеличивать расходы на фильмы. Однако главную причину своей не слишком удачной работы в качестве киноактера Азнавур видит в том, что на время съемок он переставал писать песни, и это обстоятельство не давало ему покоя, не позволяя сосредоточиться на роли. Поскольку он не любит отвлекаться от своего основного творчества, то главным ролям предпочитает съемки в эпизодах. И все-таки кино всегда привлекало его. Шарль Азнавур очень часто играет роли нравственно чистых людей, которым претит одна только мысль о насилии. Так, в 1959 году он сыграл в фильме «Головой об стену», где создал образ беззащитного, доброго человека, которого черствость окружающих доводит до самоубийства. Такие герои всегда были ближе Азнавуру, поэтому и получались у него лучше всего. Многие режиссеры с удовольствием использовали эту особенность и охотно снимали его в своих картинах. Наиболее значительные свои работы в кино, Шарль Азнавур сделал в фильме режиссера Ф. Трюффо «Стреляйте в пианиста», который вышел на экраны в 1960 году. В 1963 году зрители увидели любимого певца в фильме режиссера Альбикко «Американская крыса», а в 1982 году Шарль Азнавур появился в картине известного режиссера Клода Шаброля «Призраки шляпника».

Он также снимался в самых разных фильмах, среди которых есть и многосерийные - «Десять заповедей», «Время волков», «Современный граф Монте-Кристо» и другие. Особое внимание зрителей и критики вызвала работа Азнавура в сериале «Китаец», который прошел по телевизионным экранам многих стран мира.

Сам Азнавур относится к себе с немалой долей самокритичности. Он не скрывает того, что его весьма заурядная внешность никак не способствовала формированию облика звезды, поэтому ему пришлось буквально по кирпичикам строить свой успех.

Шарль Азнавур никогда не порывал связи со своими соотечественниками. В последние годы он является послом Армении по особым поручениям и ее представителем в ЮНЕСКО. Во время сильного землетрясения 1988 года в Спитаке, Азнавур одним из первых материально и духовно откликнулся на призыв о помощи. Он неоднократно приезжал в Армению, привозил гуманитарную помощь.

Тем не менее своей родиной он считает Францию и гордится тем, что удостоен ее наград.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!