Бабочкин Борис Андреевич

(1904-1975) русский актер и режиссер

С образом Бориса Андреевича Бабочкина прежде всего связано представление о герое гражданской войны Чапаеве. В сознании многих поколений личность артиста слилась воедино с образом легендарного героя, но Бабочкин не был актером только одной роли. Он проработал в театре и в кино более пятидесяти лет и сыграл множество самых разных ролей.

Пятнадцатилетним юношей Борис пришел в театральную студию в родном Саратове, а уже через год поехал в Москву учиться театральному искусству. Получилось так, что его приняли сразу в две театральные студии при Художественном театре - Михаила Чехова и Ивана Певцова. Начинающий актер выбрал студию Певцова, носившую романтическое название «Молодые мастера».

Иван Николаевич Певцов совмещал обучение молодых актеров с их работой в спектаклях. Поэтому уже в первый год пребывания в студии Бабочкину пришлось активно играть на сцене, а летом 1921 года студия выехала в первую гастрольную поездку в Иваново подменять основных исполнителей.

После окончания студии Певцова, Борис Бабочкин сменил много театров. Он играл в Москве, Воронеже, Самарканде, Костроме, других городах Советского Союза. Наконец в 1926 году он приехал в Ленинград, где тринадцать лет проработал в Театре драмы и Большом драматическом театре.

Отличительной чертой таланта актера было отсутствие определенного амплуа. Он играл и драматические, и комедийные, и романтические роли. Так, на сцене Большого драматического театра в Ленинграде, Бабочкин сыграл Победоносикова в «Бане» В. Маяковского и Братишку в «Шторме» Билль-Белоцерковского.

С 1927 года Борис Андреевич Бабочкин начинает сниматься в кино. Первая его работа - роль Караваева в картине «Мятеж» по роману Д. Фурманова. Главная же работа Бориса Бабочкина в кино - образ Чапаева в одноименном фильме режиссеров братьев Васильевых - принесла ему поистине невероятный успех.

Артист сыграл своего героя многогранно, не боясь приземлить героический образ, показать его иногда слишком наивным, простодушным, а то и просто несведущим. Даже внешне Чапаев выглядит совсем не героически: он небольшого роста, с глуховатым негромким голосом, незаметный в толпе и ничем из нее не выделяющийся. И вместе с тем зритель сразу же его узнает, чувствует огромную духовную силу, благодаря которой Чапаев и оказался поистине народным героем.

После грандиозного успеха картины, Борис Бабочкин сыграл еще несколько ролей аналогичного плана, однако ни одна из них не может быть поставлена рядом с Чапаевым, даже образ Кирова в фильме «Друзья» (1938).

Возможно, именно поэтому в конце тридцатых - начале сороковых годов, Борис Бабочкин решил круто изменить свое театральное амплуа и перешел к исполнению исторических персонажей. В 1935 году на сцене Ленинградского театра драмы он сыграл Григория Отрепьева в трагедии Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов» и царевича Алексея в пьесе Алексея Толстого «Петр I».

В это же время, актер впервые попробовал себя и на режиссерском поприще. После смерти своего учителя, И. Н. Певцова, Бабочкину поручили закончить начатую им постановку пьесы Г. Ибсена «Кукольный дом». Актер справился с этой работой настолько успешно, что в 1937 году его назначили главным режиссером театра. Первой его самостоятельной работой стала постановка «Дачников» Горького, впоследствии перенесенная в кинематограф, где к Борису Бабочкину вернулся успех.

В своей актерской и режиссерской работе Борис Бабочкин всегда отличался особой дотошностью. Он тщательно прорабатывал каждую роль, следил за тем, чтобы образы соответствовали своей эпохе вплоть до мелочей. Серьезный, рассуждающий, думающий зритель с восторгом принимал такие постановки и экранизации.

В 1940 году Борис Бабочкин переехал в Москву и начал работать в театре имени Вахтангова. Однако его дебют оказался неудачным, поскольку пьеса С. Герасимова «Учитель», в которую Бабочкин был введен сразу после приезда, выдержала всего несколько спектаклей. Он не мог играть роли без тонкого психологического рисунка, поскольку становился на сцене подобием манекена, механически подающего свои реплики. Родным и привычным был для него живой, темпераментный, неординарный характер.

Московский период творчества по-настоящему начался с работы в картине С. Герасимова и М. Калатозова «Непобедимые». В 1942 году Бабочкин поставил на сцене театра имени Вахтангова пьесу «Фронт» А. Корнейчука, в которой сыграл роль генерала Огнева. Критики спорили по поводу его интерпретации, что обусловило актерский и режиссерский успех Бабочкина. Уже через год он сделал экранизацию этого произведения.

С 1948 года и до конца жизни Борис Андреевич Бабочкин работал в Малом театре, играя как классические, так и современные роли, снова и снова проявляя свой замечательный талант. Основным направлением в режиссерской работе Бабочкина становится постановка пьес Чехова и Горького. Кроме Малого театра  Борис Бабочкин ставил спектакли и в других странах, в частности, в Болгарии и в Индии. Последней же его работой стала постановка «Дачников» Горького на сцене Малого театра.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!