Баженов Василий Иванович

(1737-1799) русский архитектор

Будущий великий зодчий родился в Москве в семье церковнослужителя одного из кремлевских соборов. Еще в детстве он увлекся срисовыванием силуэтов московских зданий. Это увлечение привлекло к Баженову известного архитектора Д. Ухтомского. Затем из школы Ухтомского молодой архитектор перешел в Академию художеств, где его учителями были А. Ф. Кокорипов и Ж. Б. Валлен-Деламот.

В 1760-62 годах он отправляется в Париж, где в Школе изящных искусств получает уроки у Ш. Дюваля. В 1762 году Василий Баженова направляют в Италию, где он был избран профессором Академии св. Луки в Риме и членом Академии художеств в Болонье и Флоренции.

По возвращении на родину ему было присуждено звание академика. Казалось бы, перед молодым архитектором открыты все дороги. Однако в Петербурге его талант оказался «не ко двору», и в 1767 году Василий Баженов переезжает в Москву. Но и здесь его лучшие проекты так и остались неосуществленными. Задуманное им здание нового Кремлевского дворца и реконструкция Кремля так и остались в проектах. Строительство дворцово-паркового ансамбля в Царицыне также не было доведено до конца. Баженов создал его проект в популярном в то время стиле - псевдоготике. Однако архитектор не стал имитировать европейские образцы, а использовал традиции русской средневековой архитектуры. Здание дворца, великолепно вписанное в природную среду, не понравилось Екатерине II, и строительство было прекращено. Более 200 лет весь ансамбль стоял в развалинах, и только в настоящее время его постепенно начали достраивать.

Василий Иванович Баженов построил здание Арсенала в Петербурге, а затем Арсенал в Московском Кремле.

Самым совершенным творением выдающегося русского архитектора Василий Баженова считается дом Пашкова, построенный для богатого землевладельца П. Е. Пашкова. Сегодня здесь размещается филиал Российской государственной библиотеки, Музей книги.

Здание возведено на крутом холме и фасадом обращено к Кремлю. На склоне холма был разбит сад, внизу обнесенный кованой решеткой. В одном из проектов реставрации предполагается полностью восстановить внешний облик здания.

Интересно, что оно является памятью о прежнем укладе помещичьего быта. Ведь Баженов построил здание по типу привычного для московского дворянина усадебного дворца. Помещик обычно проводил большую часть времени в городе, а остальную в деревне. Для него было особенно важно, чтобы уклад жизни не менялся, а условия были комфортабельными и соответствовали городским.

Соединяя различные традиции, Баженов украсил уличный фасад в соответствии с модой - коринфским портиком, подняв его на уровень второго этажа, по бокам портика разместил статуи греческих муз. В подобном убранстве отразилась и другая особенность того времени - подражание античным образцам. Над центральным корпусом - балюстрада, над ней бельведер (беседка над домом). Эти украшения свойственны уже другой эпохе, в которую жил сам Василий Иванович Баженов, - времени классицизма.

Подобный эклектичный (смешанный) способ строительства вполне соответствовал духу времени. Творчество Баженова находилось на рубеже двух стилей - барокко и классицизма. Может быть, поэтому его новаторские находки не всегда встречали понимание у заказчиков.

Однако необычная конструкция никого не оставила равнодушным. Здание сразу же стало неотъемлемой частью городского пейзажа. Возвышаясь наподобие замка, своей изящной красотой оно невольно обращало на себя внимание. Его своеобразную легкость и воздушность отразил в своем романе «Мастер и Маргарита» М. Булгаков, поместив Воланда на крышу и предоставив ему дом Пашкова в качестве площадки для обозрения Москвы двадцатых годов. И в наше время это здание украшает центр города, хотя его окружение совершенно изменилось.

Одна из последних работ Василия Ивановича Баженова - Михайловский замок в Петербурге - была завершена уже после его смерти, но и сегодня этот ансамбль остается одним из самых красивых уголков Петербурга.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!