Бенц, Карл
(1844-1929) немецкий изобретатель и основатель промышленного автомобилестроения
Карл Бенц происходил из-потомственной семьи кузнецов, известной еще с середины XVIII века. Правда, отец Карла, Ганс Георг Бенц отступил от семейной традиции: он передал кузницу брату и поступил машинистом на железную дорогу в Карлсруэ. В ноябре 1844 года в семье Бенцев родился сын Карл.
Мальчику не исполнилось и полутора лет, когда его отец умер, после чего мать вернулась к родителям и посвятила свою жизнь воспитанию сына.
После школы Карл поступил в только что открывшийся в их городе Политехникум, где впервые познакомился с инженерным конструированием. Его преподаватель Фердинанд Редденбахер заметил увлечение юноши последними техническими новинками и предложил ему собирать коллекцию моделей различных приспособлений. Сейчас эта коллекция хранится в Музее университета в Карлсруэ и является уникальным собранием технических новинок конца XIX века.
Именно Редденбахер подсказал Бенцу идею заняться конструированием двигателя внутреннего сгорания. Однако в то время Карл не мог сосредоточиться на этой работе, так как должен был как можно быстрее получить образование.
В 1864 году Карл Бенц досрочно закончил курс обучения и устроился на машиностроительный завод в Карлсруэ. Благодаря блестящим рекомендациям его включили в группу по конструированию паровозов. Такой чести удостаивались далеко не все выпускники.
Уже в самом начале своей работы, Карл Бенц получил право на самостоятельное творчество. Разработанные им приспособления для перемещения тяжелых грузов оказались настолько удачными, что вскоре способный юноша занял место ведущего инженера завода.
Но через два года он понял, что рутинная работа по придумыванию примитивных усовершенствований начинает мешать его профессиональному росту.
Покинув престижную и высокооплачиваемую должность, Бенц переезжает в Мангейм и поступает на завод Швайцера. Там он впервые начинает работать над конструированием механических экипажей, производством которых занималась фирма.
Карл Бенц вносит ряд ценных усовершенствований в конструкцию десятиместной кареты и получает возможность открыть собственную мастерскую. Он хотел заняться модернизацией двигателя немецкого изобретателя Отто, но его замыслам помешала франко-прусская война. Завод, на котором работал Бенц, закрылся, и ему пришлось искать новую работу.
К тому времени он уже зарекомендовал себя как талантливый инженер, пользовался известностью, и его пригласили на машиностроительный завод братьев Бенкизер, один из крупнейших в Германии. Карл Бенц переехал в городок Пфорцгейм и стал работать инженером на металлургическом заводе. Хотя производство металла оказалось далекой для него областью, он с удовольствием окунулся в новое дело, справедливо полагая, что в дальнейшем ему пригодится любой опыт.
В Пфорцгейме Бенц пережил тяжелую утрату. В 1870 году он похоронил мать и тяжело переживал одиночество. Но как раз в это время в его жизнь вошла первая любовь. Он женился на Берте Рингер, дочери одного из компаньонов братьев Бенкизер. У Карла появился свой дом, он занял прочное общественное положение.
Правда, через некоторое время работа на металлургическом предприятии начала его тяготить. Но поменять ее ему удалось только после окончания войны. В 1871 году Карл Бенц переезжает в Мангейм, приобретает земельный участок и открывает собственное предприятие.
Не все в его жизни складывалось гладко. Бенц изведал и предательство друзей, и недоверие кредиторов, но все-таки добился своего.
Он занимался производством разнообразных приборов и агрегатов, а все свободное время отдавал усовершенствованию двигателя Отто. Постепенно Бенц понял, что необходимо разработать собственную конструкцию.
Построенный им в 1879 году двигатель оказался не только более экономичным, но и более безопасным, чем мотор, изобретенный Отто. Бенц впервые в мире сконструировал систему подачи топлива, при которой воздух и горючее поступали в цилиндр раздельно. Она исключала случайное воспламенение топлива при перегреве двигателя. Кроме того, двигатель Карла Бенца имел удобную систему регулировки скорости вращения, посредством перемещения воздушной заслонки.
Разработанный им принцип двухтактного двигателя используется при конструировании современных мотоциклетных моторов.
Вначале Карл Бенц конструировал двигатели для различных прикладных целей - для приведения в действие насосов, лебедок, механических станков. Он считал, что вначале нужно отработать конструкцию и только потом переходить к конструированию экипажа.
В 1883 году Бенц понял, что для передвижения автомобиля более удобен не двухтактный, а четырехтактный двигатель. Опираясь на модель, запатентованную немецким инженером Даймлером, он сконструировал модель четырехтактного двигателя. В 1886 году изобретатель получил патент на устройство под названием автомобиль с газовым двигателем. С тех пор 26 января 1886 года считается днем рождения автомобильного транспорта.
Хотя конструкции автомобиля были известны до Бенца, его изобретение оказалось наиболее удачным. Он сконструировал автомобиль как единый технический организм, разработал прообразы всех систем - охлаждения, торможения, зажигания и даже переключения передач. Карл Бенц придумал и конструкцию запальной свечи, которая с тех пор практически не изменилась.
4 июня 1886 года его автомобиль впервые проехал по улицам Мангейма. Местная газета на следующий день сообщала: «... это средство передвижения имеет большое будущее, а учитывая его большую скорость, оно станет самым дешевым транспортным средством не только для деловых людей, но и для туристов».
Чтобы привлечь внимание к новинке, жена Бенца, Берта решилась на беспрецедентный шаг. 4 августа 1888 года вместе с двумя сыновьями - 15-летним Эугеном и 13-летним Рихардом - она предприняла автопутешествие по дорогам Германии из Мангейма в Пфорцгейм. За день фрау Бенц преодолела 180 километров на автомобиле с мотором мощностью в две лошадиные силы. Таким образом, автомобиль Карла Бенца получил превосходную рекламу.
В сентябре того же года изобретатель показал его на специализированной выставке в Мюнхене, на которой побывало более 15 тысяч человек. Однако желающих приобрести машину оказалось немного. Еще требовалось время, чтобы привыкнуть к новинке.
Только через три года после того, как машину Бенца показали на Всемирной выставке в Париже, отношение к автомобилю изменилось. Его машины начали покупать для индивидуального пользования, а в 1895 году, когда торжественно открыли первую в мире автобусную линию по маршруту Гизен - Дейтц, на ней стали работать десятиместные экипажи, перевозившие пассажиров и грузы.
К 1900 году Карл Бенц уже являлся владельцем самой большой автомобильной фабрики в мире, на которой выпускалось около 600 машин в год. Он постоянно расширял производство и одновременно занимался конструированием нового типа машин. Основным конкурентом Бенца являлась фирма Даймлера. Соревнование между ними продолжалось почти четверть века, пока в 1926 году они не объединились в единую компанию «Мерседес-Бенц». Название популярной марки «Мерседес» придумал один из служащих компании Елинек. Он назвал новую машину именем своей дочери, так как считал, что во Франции лучше продавать машину с привычным для французов именем. Со временем «Мерседес» стал лицом фирмы Бенца.
В отличие от Даймлера, Бенц стремился создавать самые разные модели машин. Он совершенствовал конструкции автобусов, грузовых машин, пожарных автомобилей. Один из заводов фирмы специализировался на выпуске моделей специального назначения.
После окончания Первой мировой войны началось развитие автомобильного спорта, и Карл Бенц стал заниматься конструированием гоночных моделей. Его машина «Блитцен-Бенц» с двигателем мощностью в 200 лошадиных сил с 1909 по 1919 годы неизменно побеждала на всех престижных автомобильных гонках.
С не меньшим успехом Бенц конструировал и авиационные моторы. В 1913 году немецкий летчик Гельмут Хирт совершил рекордный перелет между Берлином и Мангеймом на самолете с двигателем Бенца мощностью в 100 лошадиных сил.
Карл Бенц всю жизнь собирал сведения о всевозможных технических новинках. От него эту страсть переняли и сыновья - Эуген и Рихард, которых он в 1906 году сделал совладельцами собственной фирмы, а в 1912 году полностью передал им дела.
С этого времени до последних дней жизни он занимался только конструированием новых моделей. Бенц вел достаточно замкнутый образ жизни, проводя почти все время в своем доме в Ладенбурге.
25 ноября 1928 года Карл Бенц торжественно отметил свое 85-летие. В его честь была организована специальная выставка автомобилей. Конструктор чувствовал, что еще полон сил, но неожиданно умер от сердечного приступа.
Добавить комментарий