Бессон, Люк

(род. в 1958 г. ) французский кинорежиссер

Когда в 1982 году никому не известный нервный молодой человек получил два первых приза на престижном фестивале фантастических фильмов во Франции, мало кто предполагал, что через несколько лет он станет одной из культовых фигур современного мирового кинематографа.

Детство и юность Люка Бессона прошли в небольшом городке, находившемся на берегу Средиземного моря. Туда Люка привезла мать, которая была тренером по плаванию. Они поселились в доме отчима, но мальчик тяжело переживал расставание с отцом. Единственным его утешением были дельфины, с которыми он проводил все свободное время. Позже свои детские впечатления режиссер отразит в картине «Голубая бездна» (1988).

Он с детства мечтал о карьере ныряльщика. Но в семнадцать лет чуть не погиб, неудачно прыгнув со скалы, и несколько месяцев провел на больничной койке. После этого врачи запретили ему заниматься нырянием. Именно тогда Люк Бессон и решил, что будет снимать кино.

После окончания Парижской школы кинематографии он решил снять собственную картину. Но у него не было ни денег, ни спонсорской поддержки. И только благодаря помощи друзей - композитора Э. Сера, оператора К. Варини и актера Ж. Рено - он смог осуществить задуманное - снять картину «Подземка». В ней рассказывалось о мире парижских бомжей. Хотя фильм и не занял первых позиций в прокате, он убедил скептиков в профессионализме начинающего режиссера.

Наконец ему удалось найти спонсоров для давно задуманной картины «Голубая бездна», которая и принесла Люку Бессону настоящую известность. Сюжет картины достаточно прост: два ныряльщика соревнуются между собой, кто из них погрузится глубже и дольше пробудет под водой.

После успеха картины перед Бессоном наконец раскрылись двери престижной отечественной кинокомпании «Гомон». Там всего за полгода он снял следующую картину - трагический боевик «Никита». В главной роли снялась подруга Бессона малоизвестная актриса Анн Парийо. Именно в расчете на ее творческую индивидуальность режиссер сочинил и поставил драматический рассказ о девушке, которая вынуждена стать агентом спецслужб, а затем, ради сохранения своей жизни, становится убийцей.

Картина с успехом прошла по экранам всего мира, а во Франции получила высшую кинематографическую награду - премию «Сезар». Критики считают, что эта картина определила лицо мирового кино семидесятых годов.

Расставшись с Парийо, к которой наконец пришла известность, Люк Бессон начал снимать в Америке. Его следующая картина - «Леон» - была во многом основана на автобиографическом материале. В ней режиссер снял начинающую актрису Натали Портман, которой во время съемок было всего одиннадцать лет.

В основе сюжета ленты - драматическая история любви киллера и девочки. Она была рассказана в присущей Люку Бессону жесткой манере. Хотя в картине нет сексуальных сцен, цензура потребовала вырезать ряд эпизодов, как не соответствующих американским представлениям о нравственности. Только в европейском варианте режиссер восстановил фильм в прежнем виде.

Но картина вместе с тем получилась на редкость цельной и мелодраматичной. Она принесла 75 миллионов долларов прибыли, и Бессон наконец получил возможность осуществить мечту каждого кинематографиста - работать в Голливуде.

Для сценария нового фильма «Пятый элемент» (1997) он использовал сочиненную им еще в школе историю о жизни в XXIII веке. Он рассказал о том, как самый обычный человек волею обстоятельств может оказаться эпическим героем, вступившим в схватку со злом ради спасения человечества. Главную роль в картине сыграла новая подруга Люка Бессона - американская актриса славянского происхождения Милла Иовович, которая впоследствии стала женой режиссера. Она была выбрана из более чем 8000 претенденток на эту роль. В главной мужской роли выступил признанная голливудская звезда Брюс Уиллис. Картина открыла пятидесятый, юбилейный Каннский кинофестиваль.

Но самым главным компонентом фильма явились великолепные спецэффекты и саундтрек, сделанный все тем же Э. Сера. На постановочные эффекты было затрачено более 80 миллионов долларов. Картина имела сенсационный успех и, по мнению журналистов, стала современной космической оперой. Специалисты же считают, что слава Люка Бессона теперь сравнима лишь со знаменитыми картинами Дж. Лукаса о звездных войнах. Сам режиссер говорит, что фильм вымотал его, как бег на марафонскую дистанцию: съемки продолжались 19 месяцев без отпуска и выходных.

Люк Бессон утверждает, что в своей картине он использовал философию Платона и его учение о том, что мир состоит из пяти стихий. Но главное для режиссера заключается в другом: он получил возможность реализовать свои мечты. Его герои появились в результате синтеза разных традиций.

Последняя на сегодняшний день картина Бессона - «Жанна д'Арк» - тоже отличается прекрасной проработанностью и режиссуры, плеторического фона. Главную роль Люк Бессон отдал опять Милле Иовович, хотя их дальнейшее творческое сотрудничество выглядит, по мнению многих критиков, проблематичным.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!