Бондарев Юрий Васильевич
(род. в 1924 г. ) русский писатель
Юрий Бондарев принадлежит к числу наиболее известных писателей, творчество которых в основном приходится па советский период российской истории. Романы Бондарева вызывали неизменный интерес и горячие дискуссии. Когда его однажды спросили, как он стал писателем, ответ последовал не сразу. Очень трудно назвать тот первоначальный импульс, который определяет выбор жизненного пути.
Юрий Бондарев родился в Москве, здесь прошло его детство и вся жизнь. Их семья жила в старом доме в тихом Замоскворечье. Писатель до сих пор помнит темные коридоры густонаселенной коммунальной квартиры, где случались, конечно, ссоры и размолвки между соседями, но в основном все жили дружно и в согласии. Во всяком случае, была постоянная готовность прийти на помощь, выручить или хотя бы просто посочувствовать. А во дворе шла своя кипучая напряженная, порой шумная, веселая и озорная, а порой - тайная, скрытая от посторонних глаз жизнь.
Бондарев рано пристрастился к книгам. Приучила его к чтению мать, читавшая ему вслух. Постепенно Юрий, азартный голубятник, все свободное от школы время привык делить между книгами и голубями. С таким же увлечением и охотой он участвовал в выпуске школьного юмористического журнала, где выступал и в качестве автора, и в качестве редактора.
Юрий Бондарев принадлежал к тому поколению довоенных мальчиков, которое достигло совершеннолетия ранней весной 1942 года, пожалуй самой трудной из всех военных лет. Их уделом стала война, и только три процента мужчин, родившихся в 1924 году, вернулись с фронта живыми. А скольких еще ожидала участь, о которой с пророческой афористичностью сказал фронтовой поэт Семен Гудзенко:
Мы не от старости умрем - От старых ран умрем. . .
На долю поколения Юрия Бондарева выпало тяжелое испытание. Ребята попали в маршевые роты и на ускоренные курсы военных училищ сразу со школьной скамьи, не успев приобрести никакого жизненного опыта.
Будущий писатель стал командиром противотанкового орудия и прошел сотни километров по фронтовым дорогам. В 1945 году он был направлен на учебу в военное училище, но война подходила к концу, а кадровым военным Юрий Бондарев становиться не собирался.
По окончании войны он демобилизовался из армии и вернулся в Москву. Его одолевали сомнения, что делать дальше: учиться или работать? Юрий Бондарев поступил на шоферские курсы, но уже всерьез задумывался о высшем образовании и наконец решил идти в институт. Сначала поступил на подготовительное отделение авиационно-технологического института, но вскоре понял, что его влечет совсем другое. Позднее Бондарен вспоминал, что, поступая в Литературный институт, вовсе не ставил себе целью непременно стать профессиональным писателем: «Просто вновь вернулась страсть к литературе, отношение к ней как к единственной любви».
В Литературном институте ему повезло: он попал в творческий семинар, которым руководил К. Паустовский, один из самых крупных русских писателей. Даже неискушенный читатель, сравнивая книги Паустовского с книгами Юрия Бондарева, обратит внимание на явное несходство творческой манеры писателей. Но Паустовский, по словам Бондарева, сделал для него чрезвычайно много: «он привил любовь к великому таинству искусства и слова, внушил, что главное в литературе - сказать свое». Вряд ли можно требовать от учителя большего.
Первые рассказы Юрия Васильевича Бондарева, вошедшие в сборник «На большой реке», появились в 1953 году. Как отмечала критика, «лучшие рассказы Юрия Бондарева и в самом начале его писательской деятельности подкупали не изощренностью сюжета, а точностью и правдивостью, знанием конкретных условий и подробностей, какие нельзя придумать, сидя дома».
Столкновению долга, совести, элементарной честности с корыстью, карьеризмом и властолюбием посвящена первая его повесть «Юность командиров» (1956). В произведении присутствует война, пронизывает всю его ткань, во многом определяет характеры и поступки действующих лиц. Оно оказалось определенным этапом подготовки к работе над повестью «Батальоны просят огня» и романом «Тишина».
Художественному исследованию нравственности человека, находящегося на грани жизни и смерти, посвятил Юрий Васильевич Бондарев свое произведение «Батальоны просят огня». Оно стало открытием, хотя не сразу и далеко не безоговорочно получило признание. Но можно смело утверждать, что эта повесть выдвинула Бондарева в число самых читаемых писателей, каждую новую вещь которых ждут с особым интересом и нетерпением.
Через два года после выхода этого произведения была издана повесть «Последние залпы». Это был новый и значительный шаг молодого писателя по избранному, принципиальному для него пути изображения военной действительности. Главное, что сближало и вместе с тем отличало эти произведения одно от другого, заключалось в исследовании нравственной прочности человека на войне. Критика сразу же высоко оценила и повесть в целом, и образ главного героя.
Роман «Тишина» стал для автора в какой-то мере освоением новой темы, новой сферы действительности, новых пластов нравственного мира героев. Бондарев описывает судьбы людей своего поколения, которым посчастливилось вернуться с войны. Четыре года почти ежедневного смертельного риска, отчаянный азарт яростных сражений, каждое из которых могло стать последним и становилось таким для многих, остались позади. Смолк, казалось, нескончаемый грохот войны. И наступила тишина. Они вернулись, и вот теперь перед ними лежал мир покоя и радости. Но это был уже совсем не тот мир их беззаботной и счастливой юной поры. Для них, по существу из детства шагнувших в огонь войны, «взрослая» мирная жизнь со всеми ее сложностями только начиналась. Мирная тишина несла в себе не одну лишь радость победы, но и суровую прозу повседневных забот, в том числе и бытовых, нелегкую проблему поиска своего места в таком долгожданном, но пока еще незнакомом и потому порой казавшемся чужим послевоенном мире.
Молодым людям, которые именно на войне видели высокие нравственные образцы человеческого поведения и научились действовать по законам мужества и чести, дружбы и взаимной выручки, подчас приходилось сталкиваться в мирной жизни с конфликтами такой сложности, что привычное оружие - честность и прямота, верность долгу и непримиримость к подлости, трусости и лицемерию - не всегда выручало, не всегда приносило скорую и окончательную победу над злом.
Уже на первых страницах романа Юрия Бондарева, происходит острое столкновение, как бы задающее тон всему дальнейшему повествованию. Встретив в ресторане бывшего однополчанина Уварова, ныне такого же демобилизованного офицера, как он сам, Сергей Вохминцев не может сдержать яростного гнева. Ведь это по вине Уварова, из-за его амбиций и преступного равнодушия к человеческой жизни, погибло двадцать семь артиллеристов. Мало того, трусливо отсидевшийся в укрытии Уваров легко избежал ответственности за свое преступление, «подставив» вместо себя командира взвода Василенко, который был по приговору военного трибунала направлен в штрафной батальон и там погиб.
Пути Сергея в мирной жизни пересеклись с тремя негодяями: жуликом и доносчиком Быковым, трусом, карьеристом и циником Уваровым и демагогом Свиридовым. И так уж случилось, что перевес, пусть временно, оказывается на их стороне. «Жизнь, связанная со злом, - сказал однажды Бондарев, - непрочна, ненадежна, так как построена на принципе бумеранга: в любой момент зло может вернуться назад, нанести удар насмерть, и наступит возмездие».
Герои Юрия Васильевича Бондарева ничего не передоверяют истории. В меру своих сил они помогают ее движению, своей нравственной чистотой, своей моральной бескомпромиссностью утверждая священные идеалы человеческой жизни.
После двух произведений, действие которых происходило в мирные дни, Бондарев снова написал роман о войне, который выразительно назвал «Горячий снег», обратившись к событию поистине всемирно известному - Сталинградской битве. Этот роман существенно обогатил наши представления о войне, о людях, которые сражались и победили. Мы знали главным образом, что произошло тогда. Автор романа Бондарев показал, как это произошло. Он вновь выступил перед читателями в качестве великолепного мастера батальных сцен, обладающего «абсолютным слухом» на сложную звуковую картину боя, чувствующего полную колоссального внутреннего напряжения, до предела насыщенную атмосферу переднего края. Мастерство Бондарева достигает того уровня, на котором его перестаешь замечать - настолько тесно связывается оно с содержанием того, что автор изображает.
Главным героем следующего романа писателя «Берег», во всяком случае тем героем, к образу которого сходятся все сюжетные линии, стал сам Бондарев. Что же хотел он сказать, подчеркивая, что у каждого человека «свой берег»? Поставленная проблема может иметь несколько решений. К тому же писатель дает возможность читателям самим ответить на поставленные им вопросы. Он может сам решить множество проблем, в том числе главнейшую из них - проблему достижения человеческого счастья.
В центре следующего романа Юрия Бондарева «Выбор» находится художник. В этом произведении автор раскрывает интеллектуальную и эмоциональную организацию творческой личности и показывает, какой сложный, противоречивый и напряженный комплекс чувств, ощущений и мыслей стоит за понятием «талант», как остро и с какой болью преломляются в душе подлинного художника тревоги века. «Выбор» в еще большей мере, чем «Берег», является романом философским. Поступок, действие в этом романе играют заметно меньшую роль, чем в предыдущих произведениях Бондарева. Своим романом писатель утверждает, что время, в которое мы живем, предъявляет к каждому из нас, к нашим духовным и нравственным качествам и чувству ответственности самые суровые требования.
Появившийся в свет после «Выбора» роман Юрия Бондарева - «Игра» стал логическим, а точнее сказать, нравственно-философским продолжением двух предыдущих. Только здесь главный герой - кинорежиссер Крымов. Сюжет романа, как и во многих других произведениях писателя, в основном сводится к одной главной коллизии, при разрешении которой в полной мере выявляются мировоззренческие, нравственные и этические позиции героев, чаще всего определяются их судьбы.
«Художественная литература не может материально изменить мир, но она может изменить отношение людей к собственной жизни и жизни общества», - писал Бондарев. Новым, чрезвычайно интересным примером его творческих поисков стала книга «Мгновения», жанр которой определить нелегко. Она состоит из новелл, и в каждой из них главным является напряженный пульс ищущей мысли, которая стремится постигнуть истину. Бондарев продолжает писать эту книгу, и время от времени в печати появляются новые миниатюры, которые сам автор охарактеризовал как «слитное двоевластие мысли и чувства».
Широкое признание завоевал Юрий Васильевич Бондарев и как сценарист. Он участвовал в создании сценария киноэпопеи «Освобождение», был соавтором сценариев по своим романам «Тишина», «Горячий снег», «Берег», «Выбор». Много времени он уделяет и публицистике, долгое время ведет разностороннюю творческую работу, в том числе и в Союзе писателей.
Юрий Бондарев и сейчас находится в расцвете творческих сил. Он уже много сделал, но не подлежит сомнению, что ему многое еще предстоит сделать. Сам писатель в одной из своих миниатюр из книги «Мгновения» написал: «И я все чаще думаю, что жизнь человека - это бег на короткую дистанцию. Задыхаясь в навязанном ему ритме, он бежит, глотая слезы печали и радости, достигает финиша, падает в бессилии на последнем метре пути - и возвращает уставшее бренное тело земле, так и не познав, не осмыслив свое краткое существование в прекраснейшем из миров. Этот путь человека исследует и познает не наука, не философия, не социология, даже не история, а литература, которая по задаче и предназначению добрее, мудрее и нравственнее всех наук».
Добавить комментарий