Боттичелли, Сандро

(Алессандро ди Мириано ди Филипепи)

(1444-1510)

итальянский художник эпохи раннего Возрождения

Сандро Боттичелли родился в самом начале эпохи Возрождения, означавшей прежде всего его личное раскрепощение. Он получил возможность путешествовать, открыть собственную школу, иметь учеников. Но вместе с тем творчество Боттичелли принадлежит Средневековью с его строго определенной тематикой.

Картины художника в основном написаны на исторические и мифологические сюжеты. Вот почему мы и говорим о внутренней противоречивости этого мастера, прославившегося легким и изящным рисунком, игрой кисти.

Однако именно предшественники и современники Боттичелли проложили дорогу для развития новой реалистической живописи, создали основу для развития иных технических приемов. Самого же Боттичелли со временем стали считать самым выразительным и тонким художником итальянского Ренессанса.

О его жизни известно немного, к тому же сведения эти противоречивы, датировка картин страдает неточностью и неопределенностью. Даже его имя Боттичелли («бочонок») - не что иное, как прозвище, полученное от старшего брата.

Практически вся жизнь художника прошла во Флоренции. Сандро был сыном кожевника Мариано Филипепи. Именно отец первым заметил его склонность к живописи и отдал младшего сына в обучение к известному в городе художнику Филиппо Липпи. Первое достоверное известие о Боттичелли относится к 1470 году, когда он написал картину «Стойкость» по заказу купеческого цеха.

С этого времени Сандро начинает выполнять различные заказы. Наибольшую известность принесла ему картина, на которой изображен св. Августин. Дело в том, что заказчики одновременно заказали еще один образ - св. Иеронима - уже известному в городе художнику Гирландайо. Они должны были висеть рядом в одной церкви. Но картина Боттичелли была признана лучшей, и св. Иеронима Гирландайо решили поместить в другом соборе. После этого Сандро Боттичелли и стал признанным художником.

Основным его заказчиком становится семья правителя Флоренции Лоренцо Медичи и его родственников. Однажды он даже запечатлел своих заказчиков в виде волхвов на небольшой картине. Теперь она находится в галерее Уффици.

Многосторонность дарования художника проявилась и в разнообразии сюжетов, которым посвящены его картины. Одни из них написаны на религиозные темы, на других изображены мифологические или исторические сюжеты, а также замысловатые аллегории.

Аллегорическую форму Боттичелли чаще всего использует для античных сюжетов. Наиболее известны из таких его картин «Весна», написанная около 1477-1478 года, и «Рождение Венеры», которую художник создал примерно в 1483-1484 году. Кисти Боттичелли принадлежат также знаменитые алтарные картины - «Мадонна дель Магнификат» (около 1482-1483) и «Мадонна с гранатом» (около 1487). Кроме того, художник в это же время написал множество портретов, которые представляют собой точные характеристики моделей - Джулиано Медичи и других членов этой семьи.

Скоро популярность Боттичелли вышла за пределы его родного города. Папа Римский Сикст IV назначил художника руководителем работ по росписи построенной в его дворце капеллы. С 1481 года Боттичелли работал в Риме. Для капеллы он создал картины на сюжеты Священной истории - сцены из жизни Моисея и искушения Христа. Одновременно с Боттичелли над фресками в капелле работал и другой крупнейший художник итальянского Ренессанса - Рафаэль. Но Боттичелли оставался в Риме всего год: уже в 1482 году он вернулся во Флоренцию и больше не покидал ее.

Кроме живописи, Боттичелли много занимался книжными иллюстрациями. Он сделал циклы рисунков к «Божественной комедии» Данте, сочинениям гуманиста Дж. Савонаролы, а также отдельные гравюры. К сожалению, далеко не все из них дошли до нашего времени. Боттичелли много занимался и тем, что теперь принято называть дизайном. Он разрабатывал эскизы вышивок, оформления различных предметов церковной утвари. Например, придумал оригинальный способ нанесения рисунка на ткань, позволявший сохранить яркость красок и тонкость линий.

В воспоминаниях современников Боттичелли предстает жизнерадостным и добрым человеком. Он держал двери своего дома открытыми и охотно принимал своих друзей. Художник ни от кого не скрывал секретов своего мастерства, и у него отбоя не было от учеников. Даже его учитель Филиппо Липпи привел к нему своего сына Филиппино.

Благодаря тонкости и выразительности стиля Боттичелли и у наших современников получил, пожалуй, большее признание, чем кто-либо другой из итальянских мастеров раннего Возрождения.

Его ярко индивидуальной манере присущи музыкальность легких, трепетных линий, прозрачность холодных, изысканных красок, одушевленность ландшафта, прихотливая игра линейных ритмов. Он всегда стремился влить душу в новые живописные формы.

После смерти своего покровителя Лоренцо Великолепного и изгнания семьи Медичи из Флоренции настроение Боттичелли резко меняется. Его последние картины отличаются аскетичностью и лаконизмом цветового решения. Очевидно, после 1500 года он редко брал кисть в руки, так как его произведения тех времен или не сохранились, или их вообще не было. Известно другое: в 1502 году художник получил приглашение перейти на службу к Изабелле д'Эсте, герцогине Мантуанской. Однако по неизвестным причинам этого не произошло.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!