Брюсов Валерий Яковлевич
(1873-1924) русский поэт, прозаик, драматург, литературный критик
Брюсов был всего на десять лет старше Маяковского и на семь - А. Блока. Однако в сознании не только этих двух ведущих поэтов XX века, но и многих других, даже своих сверстников, он всегда воспринимался как человек уже много повидавший, старейшина, мэтр, учитель. Возможно, такое впечатление создавал и его внешний облик - всегда наглухо застегнутый сюртук, надменное и суровое выражение лица, скупо изрекаемые слова.
Но главная причина была не в этом, Валерий Брюсов рано осознал себя личностью. Он сразу выбрал свой путь и следовал им всю свою жизнь. Особой, почти научной точностью и методичностью отличались и некоторые его стихотворения.
Такую целеустремленность будущий поэт, очевидно, получил в наследство от своих предков. Дед Валерия Брюсова по отцу был крепостным крестьянином. Он откупился на волю и открыл в Москве торговлю пробками. После его смерти семье Брюсовых достался дом на Цветном бульваре и «тысяч двести капиталу». Дедом Брюсова по матери был поэт А. Я. Бакулин.
Отец Брюсова, Яков Кузьмич, увлекался литературой и относил себя к числу свободомыслящей, демократически настроенной интеллигенции. В кружке, основанном писателем П. Боборыкиным, он и познакомился со своей будущей женой, М. Бакулиной, огорчавшей свою робкую и набожную свекровь тем, что коротко стриглась. Хотя мать практически не занималась своими детьми, которых в семье было пятеро, старшего сына, Валерия, она любила и всячески баловала.
Мальчик с раннего детства отличался безграничной любознательностью и пытливостью ума. Он рано научился читать и читал все дни напролет. На первых порах его чтение было совершенно случайным. Валерий брал все книги подряд, потому что хотел знать все. Потом он уже стал подбирать книги по своим интересам. Причем Валерий никогда не скрывал, что во всем стремится «быть первым», более того, он хотел «стать великим».
Валерий Яковлевич Брюсов учился в престижной гимназии Поливанова, которая славилась своими передовыми методами преподавания и блестящими учителями. Уже тогда Валерий начал увлекаться философией: прочитал Спинозу, Канта, Шопенгауэра, потом увлекся Лейбницем, о котором уже позже, в университете, написал специальную работу. С Лейбницем Брю-сова во многом сблизила математика. Он занимался ею так серьезно, что даже собирался посвятить этой науке всю жизнь. Но после окончания гимназии все-таки изменил естественному знанию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета, поскольку филология и история привлекали его больше. К тому же в это время Валерий Брюсов уже начал писать стихи. Однако он до конца своей жизни любил на досуге решать математические задачи.
В начале девяностых годов, Валерий Брюсов познакомился с поэзией французских символистов и был просто поражен стихами Бодлера, Верлена, Малларме, которые были так не похожи на вялую, беспомощную поэзию известных ему русских символистов. Впрочем, Брюсов и раньше относился к ним довольно критически - для него с ранних лет единственным кумиром был Пушкин. Теперь он объявляет декадентство «путеводной звездой в тумане» и становится вождем нового направления в литературе. В 1894-1895 годах он издает сборник стихов «Русские символисты», составленный в основном из своих произведений и произведений еще нескольких молодых поэтов. Так исполняется его юношеское стремление «быть первым», которое открывало путь к тому, чтобы «стать великим». Хотя впоследствии Брюсов писал в своей «Автобиографии»: «Они (то есть критики - авт. ) насильно навязали мне роль вождя новой школы, maitre de l'ecole, школы русских символистов, которой на самом деле не существовало тогда вовсе, так как те пять-шесть юношей, которые вместе со мной участвовали в «Русских символистах». . . относились к своему делу и к своим стихам очень несерьезно. . . Таким образом, я оказался вождем без войска».
Однако для самого Брюсова символизм стал не просто увлечением. Он практически разработал основную семантику символов, по-новому раскрыл тему любви, еще до Блока запечатлел «страшный мир», выступил как блестящий версификатор. Каждый день он обязательно писал стихи, поэтому уже в гимназические годы, за период с июня 1890 по апрель 1891 г. , им было написано 2000 стихотворений.
В 1895 году вышел сборник Валерия Яковлевича Брюсова «Шедевры», а в 1897 году - «Это - я». Стихи этих сборников ошеломили своей необычностью, дразнили воображение непривычными образами и даже пугали читателя. То его убеждали, что любовь - это «палящий полдень Явы», то приглашали мечтать «о лесах криптомерии» или разделить утверждения автора о ненависти к родине и любви к некоему «идеалу человека».
Индивидуализм и субъективизм - основа теоретических взглядов и поэтической практики Брюсова в этот первый период его творчества. «В поэзии, в искусстве на первом месте сама личность художника! - писал Брюсов. - Она и есть сущность - все остальное форма! И сюжет, и «идея» - все только форма! Всякое искусство есть лирика, всякое наслаждение искусством есть общение с душою художника. . . »
Второй период творчества обмечен сборниками «Третья сторона» (1900), «Граду и миру» (1903), «Венок» (1906) и «Все напевы» (1909). Стихи переполнены историческими, легендарными, мифологическими, историческими, географическими именами и названиями - «Любовницы веков», «Правда вечная кумиров», «Властительные тени», «Ассаргадон», «Одиссей», «Наполеон» и др.
Особое место в творчестве Брюсова всегда занимала проза. Любопытно, что большую часть произведений он писал «в стол», несколько раз переделывая написанное, откладывая его и начиная заново. Еще в студенческие годы он написал роман «Гора Звезды», где подражал традициям Ж. Верна и Р. Хаггарда.
Интересно, что Брюсов также обладал немалым даром предвидения. В фантастическом рассказе «Республика Южного Креста», опубликованном в сборнике «Земная ось» в 1907 году, он предвосхитил некоторые мотивы романа А. Камю «Чума». В некоторых других произведениях Валерий Брюсов красочно описал картины гибели человечества в результате экологической катастрофы, которую он представил в рассказах «В зеркале», «Последние мученики», а также в пьесе «Земля».
Так, в «Земле» Брюсов переносит читателя в тот момент, когда жизни на планете приходит конец. К этому времени земной шар совершенно преобразился. Люди живут под искусственным небом и дышат искусственным воздухом. Наконец наступает последний кризис - кончается вода и ее негде взять. Оставшиеся в живых люди решают вернуться в естественную природу, однако она тоже изменилась: в ней нет атмосферы, и ослепительный солнечный свет убивает последних обитателей Земли.
Не менее интересен роман Валерия Яковлевича Брюсова «Огненный ангел», в котором писатель косвенным образом отразил своеобразное психологическое единоборство Белого с Блоком, а также свои взаимоотношения с Н. Петровской. Однако об этом можно только догадываться. Все перипетии сюжета разворачиваются на фоне жизни средневековой Германии XVI века. Для того чтобы написать это произведение, Брюсов провел настоящую исследовательскую работу, изучил такие редкие дисциплины, как демонология, магия и алхимия. «Огненный ангел» вызвал изумление даже у самих немцев. Они удивлялись тому, как точно и глубоко русский писатель сумел передать атмосферу и нравы Германии прошлых веков. Валерий Брюсов даже написал специальное приложение, читать которое не менее интересно, чем сам роман.
О писателе говорили, что он «ходячая энциклопедия», о его знаниях и образованности ходили легенды. Не пропало даром также увлечение Брюсова историей. Критики всегда отмечали, что его стихи и проза почти целиком историчны. Он практически возродил жанр исторического романа, который будет блестяще продолжен в творчестве другого символиста - Д. Мережковского. Кроме «Огненного ангела», Брюсов написал большой исторический роман «Алтарь победы» и его продолжение - « Юпитер поверженный». Причем оба этих романа посвящены той эпохе, которая до Брюсова была почти неизвестна русскому читателю, - эпохе перехода от язычества к христианству. Эти произведения Брюсова настолько верно отразили историческую действительность, что школьные преподаватели советовали своим ученикам читать их дополнительно к учебникам истории.
Невероятная начитанность Валерия Яковлевича Брюсова отразилась прежде всего в его многочисленных переводах. Среди них выделяется книга «Поэзия Армении», где Брюсов практически воссоздал историю армянской поэзии, опубликовав переводы 40 поэтов с древнейших времен до конца XIX века. Для этой работы он специально изучил древнеармянский язык. В 1923 году в связи с пятидесятилетием Валерия Брюсова, Совнарком Армении постановил присвоить ему почетное звание народного поэта Армении.
Валерию Яковлевичу Брюсову было сорок четыре года, когда произошла Октябрьская революция 1917 года. Он был уже известным писателем, сложившейся личностью, и менять свое мировоззрение ему было нелегко. Однако он это сделал, после чего от него отвернулись многие близкие друзья. Брюсов тяжело переживал свой разрыв с привычным окружением, долгое время был сумрачным и неразговорчивым. Потом новая работа захватила его: он занял ряд ответственных постов и стал заниматься вопросами литературы и просвещения. Может быть, он надеялся своим участием сохранить хотя бы часть культурного прошлого России и не допустить его крушения.
В то же время у Брюсова пробудился интерес к социальным конфликтам, он размышляет о причинах таких крутых поворотов истории, о будущем человечества и о той роли, которую в нем суждено играть художникам.
Правда, как и Александр Блок, он вскоре разочаровался в идеях большевистской революции и уже в 1921 году написал драму «Диктатор», где снова попытался предвидеть будущее России. Это произведение Валерия Брюсова было опубликовано только в 1986 году.
Возможно, все происходящее, которое писатель так до конца не понял и не принял, подкосило его здоровье. Помимо литературной деятельности он занимался огромной общественной работой, отдавая много сил литературному просвещению. Тогда же ему удалось осуществить свою мечту и организовать Высший литературно-художественный институт, которому было присвоено его имя. Брюсов считал, что поэтам надо учиться так же, как и композиторам, чтобы получить определенную сумму знаний и навыков, которые бы стали основой для дальнейшего творчества. С большим энтузиазмом он взялся сам преподавать в новом институте, где вел семинар поэзии. Однако случилось так, что после непродолжительной болезни, Валерий Яковлевич Брюсов скончался в 1924 году, когда ему исполнился всего пятьдесят один год.
Добавить комментарий