Чаплин, Чарльз Спенсер
(1889-1977) английский актер и режиссер
Этот человек появлялся на киноэкранах всего мира почти полвека. За это время появилось и погасло множество других «звезд», а он продолжал оставаться любимцем публики. Причина успеха Чарльза Чаплина заключалась прежде всего в сочетании актерского и режиссерского мастерства, а также в удивительном умении сочетать комическое и трагическое. Его герой — «маленький человек», одетый в поношенный костюм, нелепые ботинки и котелок, никогда не унывает и умудряется выкарабкаться из любого несчастья.
Персонаж Чаплина как бы вышел из детства актера, который родился в Лондоне в семье артистов мюзик-холла. Еще ребенком Чарли начал выступать на сцене. В 1907 году он был принят в труппу пантомимы режиссера Карно, с которым и приехал на гастроли в США. Здесь молодой актер впервые снялся в кино у известного режиссера М. Сеннета.
С 1914 года Чарльз Спенсер Чаплин начал сниматься в немом кино. Его герой имел постоянный облик, своеобразную маску, позволяющую выразить то или иное психологическое состояние (радости, грусти, обиды, унижения). Из фильма в фильм (а их только в 1914 году вышло более тридцати) этот характер обогащался, и постепенно клоунада уступила место глубокой психологической характеристике.
Популярность героя превзошла все ожидания, и в 1923 году Чарльз Чаплин основал собственную киностудию, где начал выпускать полнометражные картины. Любопытно, что он никогда не пользовался тщательно проработанным сценарием, решение той или иной сцены приходило к нему непосредственно во время работы на съемочной площадке. Чаплин был неистощим на выдумки, что отразилось в бесконечных «проказах» его героя.
Именно тогда стали известны многие режиссерские находки актера. Прекрасно осознавая, что некоторые трюки выполнить невозможно, Чаплин стал монтировать их по принципу «наоборот». Скажем, герой сначала прыгал, а камера показывала, как он вспрыгивает на невероятную высоту.
Любопытно, что в двадцатые годы Чарльз Спенсер Чаплин попытался отказаться от устаревшего, по его мнению, образа незадачливого героя, вечно попадающего впросак. Маленький человечек в больших ботинках и с тростью должен был уступить место новому образу, более удачливому герою. Так появился фильм «Золотая лихорадка».
И снова здесь Чаплин оставил частичку своей биографии человека, который пробивается по жизни сам, терпя и поражения, и разочарования, приобретая верных друзей, настоящую любовь.
Вершиной творчества Чарльза Чаплина являются фильмы 30-х годов. Его первый звуковой фильм — «Огни большого города» (1931) — смотрелся на одном дыхании. Простая история любви нищего бродяги к слепой цветочнице была рассказана с огромной силой и психологической глубиной.
Но Чаплин мог быть не только гуманистом. После прихода к власти фашистов он снимает картину «Великий диктатор», где создал образ фашистского главаря Аденоида Хинкеля.
Фильм превратился в памфлет и яростное обвинение фашизму. После Второй мировой войны Чаплин снял картину «Месье Верду», после которой его обвинили в антиамериканской деятельности. Но актер не изменил своим убеждениям и покинул страну, переселившись в Швейцарию. Там он снял ряд драматических и комедийных фильмов — «Огни рампы» (1952), «Король в Нью-Йорке» (1957) и «Графиня из Гонконга» (1967).
Творчество Чарльза Спенсера Чаплина оказало глубокое влияние на развитие мирового кино. Он был удостоен множества наград, а в 1954 году награжден Международной премией мира.
Добавить комментарий