Челентано, Адриано
(род. в 1938 г. ) итальянский актер и певец
Имя Адриано Челентано олицетворяет собой тип «стопроцентного итальянца», как любят его называть соотечественники за то, что он уже более сорока лет верой и правдой служит итальянской культуре.
Адриано Челентано родился на окраине Милана в многодетной и музыкальной семье апулийских крестьян, которые приехали в город в поисках работы. Позже на заработанные деньги он организует рок-ансамбль «Клан Челентано», где соберет многих своих друзей и единомышленников.
Фактически это будет первая в Италии национальная фирма звукозаписи, где певец не только записывает пластинки, но и ищет свою собственную исполнительскую манеру. Для Адриано Челентано это было особенно важно, поскольку он не получил специального музыкального образования: после окончания пяти классов ему пришлось работать, и он устроился в часовую мастерскую своего дяди. Такой же была судьба его друзей-музыкантов.
Дорогу на эстраду Адриано Челентано пробивал постепенно и очень упорно. Как и многие другие итальянские музыканты, он пришел в шоу-бизнес через систему национальных конкурсов. В 1957 году с песней «Я скажу тебе «чао» Челентано выступает на первом всеитальянском конкурсе рок-н-ролла в Милане, а через год побеждает на фестивале легкой музыки в Анконе с песней «Твой поцелуй как рок».
В 1960 году на Международном фестивале в Сан-Ремо Челентано поет в ритме рока песню «24000 поцелуев», эпатажно повернувшись к публике спиной.
В 1963 году в миланском театре «Смеральдо» молодежь устраивает культовый разгром, приветствуя Адриано Челентано как лидера национального стиля рок-н-ролла. Именно в этом качестве певец побеждает в 1966 году на фестивале в Сан-Ремо с песней «Парень с улицы Глюк». Она была переведена на двадцать два языка мира и более четырех месяцев занимала первое место в итальянских хит-парадах. Позже ее включили в школьные учебники как символ чуткого отношения к природе. А недавно на фестивале итальянской песни в Сан-Ремо в 1999 году ведущая конкурса французская актриса и модель Летиция Каста снова оживила ее на сцене театра «Аристон».
Успех Адриано Челентано объяснялся не только тем, что он был не похож на других певцов. Он пел ясные и простые лирические песни с легко запоминающимся мотивом, сочетая в них элементы городского фольклора и современной музыкальной культуры. Не забывал он и про эротику, подчеркивая ее каждым своим движением.
Можно сказать, что Адриано Челентано делал то, что от него ждала публика, самоутверждаясь в нарочито громкой и вызывающей манере. Но при этом он постепенно внедрял в сознание масс свой вариант рока, остановившись на романтической интонации. Он всегда был в стороне от политики и с самого начала провозгласил свою творческую независимость.
Первую роль в кино Адриано Челентано сыграл в 1959 году в картине Ф. Феллини «Сладкая жизнь», выступив в роли местной достопримечательности — паренька, играющего вместе с приятелями на гитаре. Однако приход Челентано в кино вовсе не был случайным: певец постоянно искал новые возможности для исполнения своих песен, причем такие, где бы он мог оставаться самим собой.
В 1964 году Адриано Челентано дебютирует уже как режиссер, поставив комедию «Суперограбление в Милане». Она представляет собой пародию на гангстерские боевики. Естественно, что в главной роли снялся он сам.
В кино ему удалось не только сохранить свой стиль, но и привнести особый азарт и зрелищность. Среди многих его ролей в кино первостепенными можно считать работы в картинах «Серафино» (1968) и «Укрощение строптивого» (1981).
Сохраняя свой излюбленный образ простого парня, Адриано Челентано вместе с тем переиграл множество характеров: деревенского увальня, парня с городской окраины, мелкого мошенника и, конечно же, неотразимого красавца.
Таким же широким был и жанровый диапазон фильмов, в которых он снимался: мюзикл и комедия, мелодрама и приключенческий фильм, как «Суперограбление в Милане» (1964). В 1984 году он даже снялся в романтическом рок-балете «Джоан Луи» — кино-шоу на темы Апокалипсиса. Некоторые картины были сняты и по мотивам авторских песен Челентано. Один такой фильм — «Самая прекрасная пара в мире» — в 1967 году снял режиссер К. Мастрочинкуэ, другой — «История любви и кинжала» (1972) — режиссер С. Корбуччи. Его песни давали названия и картинам, как «Юппи Ду». Всего же певец снялся в более чем тридцати фильмах.
Основным свойством Адриано Челентано-актера, вероятно, следует считать ту же синтетичность, какую он проповедовал в своих песнях. Его роли соединяли в себе психологический рисунок и выразительность исполнения, блестящее владение маской и трюкачество. Поэтому так часто Челентано показывали на экране крупным планом.
В семидесятые годы он исполнил песню «Кто не работает, не способен заниматься любовью», и его обвинили в том, будто бы он занимается подстрекательством, призывает прекратить забастовки. Теперь его имя начинают связывать с политическими и общественными событиями, называя то католиком, то социал-демократом, то «зеленым». Адриано Челентано и правда однажды призвал всю страну написать на бюллетенях референдума по проблемам ядерной энергетики и судопроизводства: «Мы против охоты, за любовь... ». Близкие актера считают, что если бы он выставил свою кандидатуру на выборах, то его пробивная сила позволила бы ему стать президентом. Но он не собирается ничего менять в своей жизни, поскольку занимается любимым делом.
Когда фирма «Клан» решила выпустить все созданное Адриано Челентано за сорок лет, оказалось, что его песни могут составить 20 компакт-дисков. Не все они равнозначны, но есть и ряд мировых шлягеров, многие из которых были написаны другом певца — столь же популярным певцом и композитором Тото Кутуньо. Это и «Soli», и, конечно, «II tempo se ne va», посвященная дочери Челентано Розите.
Поведение певца на сцене похоже на то, как он ведет себя в обычной жизни. Он резок, вспыльчив и ревнив, допускает злые шутки. Тем не менее Адриано Челентано состоит в браке более тридцати лет. Его жена Клаудиа Мори была актрисой и певицей (они вместе исполнили песню «Самая прекрасная пара в мире»), но посвятила свою жизнь мужу и детям. Их дочери связаны с шоу-бизнесом, работают на телевидении, в кино и на эстраде, а сын — художник-график.
Со своей способностью чутко улавливать все новое Адриано Челентано сохранил свою популярность и в эпоху тяжелого рока, не утратив присущее ему особое изящество и легкость.
Из-за своего строптивого, независимого характера он не раз попадал в разные истории, поэтому в обществе постоянно возникали слухи о его гибели. Еще в 1981 году поэт Андрей Вознесенский посвятил ему известные строки: «Вы читали, задавили Челентано. Вы читали?» К счастью, все эти слухи всегда оказываются ложными.
Правда, девяностые годы были не слишком удачными для него. Традиционное везение чередовалось с провалами: не удался ресторанный бизнес, не пошел фильм «Джек-пот», снятый в 1995 году, скандал вызвала пластинка «То самое место» (правда, это повысило количество ее продаж). Но он преодолел и этот, не первый и, очевидно, не последний в своей жизни кризис.
Известность Адриано Челентано уже давно перешла границы Италии, его знают и любят во всем мире. Тем не менее у него есть и недоброжелатели, которые ставят ему в упрек, что он всю жизнь играл самого себя. Однако Адриано Челентано — один из немногих певцов и актеров, чья популярность остается постоянной на протяжении четырех десятилетий.
Добавить комментарий