Дагерр, Луи Жак Манде

(1789-1851) французский изобретатель

Еще в детстве у Луи Дагерра обнаружился талант художника, и он стал учиться живописи у известного французского художника-декоратора Деготти. После учебы Дагерр занялся популярным в то время ремеслом — стал писать картины-панорамы. В 1822 году он даже придумал специальное приспособление для их просмотра. Это был деревянный павильон, в одну из стенок которого вставлялись окуляры. Глядя в них, зрители рассматривали картины, висевшие на противоположной стене, которые время от времени менялись.

Дагерр занялся также усовершенствованием камеры-обскуры и в 1828 году познакомился с Ж.Ньепсом. В 1829 году они даже заключили договор о совместной работе и обязались хранить свои открытия в тайне.

По совету своего друга, знаменитого французского химика Араго, Дагерр занялся исследованиями светочувствительного серебра. Он потратил целых четырнадцать лет, чтобы усовершенствовать способ получения изображений, придуманный Ньепсом. Успех пришел только тогда, когда он попробовал использовать серебряную пластинку. Дагерр установил, что после того, как она подвергалась воздействию паров йода, серебро становилось светочувствительным. Однако изображение, которое получалось при ее экспонировании, было невидимым. Оставалось найти такой реактив, который бы позволял проявить это изображение.

Рассказывают, что Дагерру помог случай. Однажды он достал из шкафа, где хранил свои реактивы, положенные туда накануне пластинки. К своему удивлению, Дагерр увидел на них достаточно четкое изображение. Изобретатель стал вынимать все вещества, которые хранились в шкафу, но изображение продолжало появляться.

Наконец в шкафу не осталось ничего, кроме маленькой чашечки с ртутью. Все сразу стало ясно: серебро надо было обрабатывать парами ртути. Луи Дагерр так и поступил. В тех местах пластинки, на которые подействовал свет, появились микроскопические капельки ртути. Затем Дагерр положил пластинку в раствор серноватистого натрия, который хорошо растворял йодистое серебро. Вскоре обнажилось блестящее серебро пластинки, на котором выступило четкое черное изображение. Этот фотографический процесс позже был назван дагерротипией, по имени ее создателя.

Буквально через несколько месяцев после того, как Дагерр запатентовал свое изобретение, была произведена первая да-герротипная съемка в России. В октябре 1839 года русский военный химик Теремин получил на серебряной пластинке изображение только что построенного Исаакиевского собора.

Со временем Дагерр усовершенствовал свое изобретение, обрабатывая пластинки раствором хлористого золота. Оно придавало изображению приятный коричневый цвет и делало его более стойким.

Более десяти лет дагерротипия была единственным способом фотографирования. Благодаря дагерротипам до нас дошли портреты многих выдающихся людей прошлого — И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева. Изобретение Дагерра высоко оценивалось современниками. По предложению знаменитого французского химика Доминика Араго французское правительство назначило Дагерру пожизненную пенсию.

Но дагерротипия, при всех своих достоинствах, имела один, но весьма существенный недостаток: изображение существовало лишь в одном экземпляре. Правда, русский химик Борис Семенович Якоби пытался делать гальванопластические копии дагерротипов. Но они были дорогими, и их изготовление занимало очень много времени.

Выход из положения был найден только тогда, когда был открыт так называемый «негативный процесс». Это открытие принадлежало английскому ученому Талботу.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!