Дампир, Уильям
(1651-1715) английский мореплаватель и исследователь
В лондонской Национальной галерее висит портрет, на котором изображен худощавый человек с острым, проницательным взглядом. Под портретом подпись: «Уильям Дампир — пират и гидрограф».
Он действительно был известным в свое время морским разбойником. Одно его имя наводило ужас на испанские власти в Южной Америке. Люди, которые относились к нему благосклонно, называли его «знаменитый капитан Дампир», а враги — «страшный капитан Дампир».
Но этот человек был не только знаменитым пиратом. Он прославился также как исследователь и автор книг, в которых подробно описал свои путешествия. До сих пор ученые, в том числе метеорологи, зоологи, ботаники, историки и этнографы, находят в работах Уильяма Дампира очень много интересного и полезного для себя.
Будущий знаменитый мореплаватель родился в глухой деревушке Ист-Кокер графства Сомерсетшир в семье мелкого арендатора. Когда наступило время учебы, местный землевладелец, полковник Хеляр, определил мальчика в школу в соседнем городке. Но Уильям посещал ее недолго. Он уже тогда мечтал стать моряком, поэтому, научившись немного письму, арифметике и латыни, он оказался на корабле.
Первое плавание Дампир совершил во Францию, потом занимался рыболовным промыслом в водах Ньюфаундленда. Однако холодный климат Северной Атлантики пришелся ему не по душе, и в дальнейшем он плавал в основном в районе тропиков.
Можно сказать, что пиратом Уильям Дампир стал случайно. Вместе с другим англичанином, Хобби, он занимался морской торговлей на Ямайке, где их судно «Верный купец» и встретилось с морскими разбойниками.
В те времена остров Ямайка был одним из главных пиратских пристанищ. Причем так называемые «классические» пираты, которые известны нам по роману Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ» и другим, появились уже на закате жизни Дампира. Они занимались обычным морским разбоем и нападали на все без исключения корабли, включая и те, которые принадлежали их соотечественникам.
В пору молодости, Уильяма Дампира было больше распространено другое пиратство, которое находилось под покровительством властей. Они использовали пиратов для нападения на суда вражеских стран. По-итальянски такой вид пиратства называется корсарством, по-голландски — каперством, по-английски — приватирством. Приватирством часто занимался другой известный английский мореплаватель — Уолтер Рэли — для нападения на испанские владения и флот.
Среди других видов пиратства был еще один, распространенный в XVII веке, особенно в Вест-Индии, — буканьерство.
Буканьеры действовали в Карибском море и вдоль берегов Южной Америки. Само название «буканьерство» происходило от испанского слова «буканьес», как жители Гаити называли поджаренное особым образом мясо. Приготовляли его бежавшие с плантаций рабочие из числа французов и голландцев, а когда в Карибском море появились английские колонии, — и англичане. В 1679 году к морским разбойникам примкнул и Дампир. Сначала он думал, что его плавание с буканьерами будет недолгим. Однако оно растянулось на двенадцать с половиной лет. И тогда же Уильям Дампир вместе с ними совершил свое первое кругосветное путешествие.
Пираты, конечно, не ставили себе целью совершать географические открытия или вести научные исследования. Они грабили испанские суда, нападали на прибрежные города и земли, которые считались испанскими владениями. Дампир, как и все остальные пираты, участвовал в разбое, но, кроме того, он еще постоянно вел дневник, где не только описывал то, что происходило с пиратами, но записывал также свои наблюдения и впечатления, вид и обычаи местных жителей, природу и животный мир. Это были первые описания далеких заморских стран, сделанные англичанином.
Пираты прошли через Атлантический и Тихий океаны, обогнули Южную Америку и доплыли до Австралии. Оттуда они отправились в Индийский океан, но Дампир уже не хотел плыть вместе с ними, поскольку он устал от жестокости командира и беспробудного пьянства команды. Вместе с несколькими другими пиратами, Уильям Дампир остался на одном из Никобарских островов, расположенных недалеко от Суматры. Выменяв у местных жителей каноэ, они доплыли до Суматры, испытав в пути немало бедствий.
В Англию он вернулся только в 1691 году, без гроша в кармане. Единственное ценное, что Уильям Дампир привез из плавания, это были его дневники. Он опубликовал их в 1697 году под названием «Новое путешествие вокруг света». В предисловии Дампир предупреждал читателей, что в его книге не будет невероятных приключений и фантастических историй, поскольку цель описания чисто научная — «показать полезность знаний и всего того, что может способствовать благополучию моей страны». Он также написал, что посвящает свою книгу главе Королевского общества — ведущего научного общества Великобритании.
Книга Уильяма Дампира имела большой успех, и последствия не заставили себя ждать. Вскоре мореплаватель получил должность в таможне, и его стали приглашать для консультаций в Совет по торговле и предпринимательству. Таким образом, его признали как большого специалиста по заморской торговле и организации плантаций. Совет также привлекал Дампира как эксперта в вопросах пиратства и борьбы с ним.
Перед ним открылись двери домов самых высокопоставленных особ. Так, в августе 1698 года он обедал в доме писателя Джона Эвелина, где незадолго перед этим останавливался русский царь Петр I.
Книга Уильяма Дампира произвела огромное впечатление также на известного писателя Джонатана Свифта. Он прочитал и следующую книгу Дампира — о путешествии в Новую Голландию, откуда взял материал для описания плавания своего капитана Гулливера. Кстати, Гулливер упоминает о своем родственнике, «кузене Дампире».
Успех первой книги Уильяма Дампира побудил его издателей подготовить приложения к ней, в которых содержались материалы, не вошедшие в книгу. 1 ак появился еще один том «Приложение к Путешествию вокруг света», опубликованный под названием «Путешествия и открытия».
Эта книга вышла, когда Дампир был опять в плавании. На этот раз он вышел в море как капитан корабля королевского военно-морского флота. Незадолго до этого он сам предложил план экспедиции, которая должна была исследовать берега Новой Голландии и Новой Гвинеи. Среди других задач экспедиции было выяснение, является ли Новая Голландия частью Новой Гвинеи, или это отдельная земля. Что представляет собой и где находится таинственная Южная земля, о которой ходили самые фантастические рассказы? Действительно ли ее населяют монстры человеческой породы, головы которых шире плеч, а пятки столь огромны, что они закрываются ими вместо зонтика, если заснут на солнце? Дампир собрался ответить на эти и другие вопросы, если ему дадут полномочия, «неограниченные во времени и пространстве».
В 1699 году он отправился в плавание на «Косуле». Ему удалось сделать множество исследований, которые опровергли многие бытовавшие в ту пору легенды. Как и прежде, он вел дневник и распорядился регулярно заполнять судовой журнал. Материалы путешествия стали основой следующих книг Уильяма Дампира — «Путешествие в Новую Голландию» и «Отчет о плавании в Новую Голландию».
Однако, вернувшись в Англию, Уильям Дампир попал на скамью подсудимых. Дело в том, что, готовясь к путешествию, он почти не обращал внимания на формирование команды. Поэтому в нее попали разные люди, многие из которых даже не знали морского дела. Они не предполагали, насколько тяжелым и изнурительным может быть труд моряка, и осознали это только оказавшись в море. На корабле не раз вспыхивали бунты, команда пьянствовала и плела заговоры против капитана, требуя от него повернуть обратно. Главным подстрекателем моряков оказался помощник капитана Джордж Фишер. В конце концов Дампиру пришлось даже высадить его на берег в Бразилии и попросить местные власти, чтобы мятежника посадили в тюрьму. Просидев в заключении три месяца, Фишер вернулся в Англию, где возбудил против Дампира судебное дело.
В это время Уильям Дампир был еще в плавании. Устранив главного заговорщика, он успокоил остальных и продолжил путь. Оказалось, правда, что многое из того, что было нанесено им на географическую карту, было уже открыто раньше. Однако ему удалось сделать и настоящие открытия. Так, он впервые обнаружил остров, который назвал Новая Британия, и нашел пролив между этим островом и Новой Гвинеей, который теперь именуется проливом Дампира.
Продолжать плавание становилось все труднее и труднее. Тропические болезни подкашивали одного за другим членов команды «Косули», несколько раз болел и сам Дампир. Команда роптала, и капитан решил возвращаться. К тому же корабль был построен с нарушением навигационных требований и был непригоден к такому длительному плаванию. В пути он совсем износился, то и дело возникали течи, и возле острова Вознесения корабль затонул. Предвидя такой исход, Дампир переправил команду на берег, и они провели на этом маленьком необитаемом острове несколько месяцев, прежде чем их заметили с проходивших мимо судов. В августе 1701 года Дампир со своей командой вернулся в Англию, а уже через полгода он предстал перед судом. Его обвинили в жестокости по отношению к своему помощнику Фишеру и постановили отстранить от должности, поскольку «капитан Дампир не тот человек, который может быть использован как командир какого-либо корабля флота ее величества».
После этого Уильям Дампир опять стал пиратом. В это время пиратством занимались в основном две категории людей. Во-первых, это были вполне респектабельные английские купцы, у которых были средства для оснащения судов, и с помощью пиратства они хотели разбогатеть еще больше.
Вторую категорию составляли бывшие буканьеры, которые вернулись к своему промыслу, воспользовавшись войной за испанское наследство.
Уильям Дампир как бы соединял в себе две эти категории. Он стал капитаном корабля «Сент-Джордж», который оснастил купец Томас Эсткорут. Перед выходом в море Дампир получил патент, подписанный от имени британской короны первым лордом Адмиралтейства, в котором говорилось, что Дампир назначается капитаном «без жалованья». Это означало, что его доходом должна была стать захваченная им добыча. Она делилась следующим образом: две трети шло владельцам судна, одна треть — команде.
Уильям Дампиру и на этот раз не повезло с командой, хотя все это были люди бывалые и закаленные морскими ветрами. Но пиратов недаром называют морскими разбойниками. Так что в команду «Сент-Джорджа» вошли не просто морские волки, а настоящие морские шакалы, готовые разорвать друг друга из-за добычи.
Тем не менее именно на этом корабле и с этой командой Дампир совершил свое второе кругосветное путешествие, не оставляя нетронутым ни одного судна под чужим флагом, которые попадались на пути.
В 1707 году он вернулся на родину и вскоре отправился в свое третье (и последнее) кругосветное путешествие. Новая экспедиция, как и прежняя, имела целью морской разбой под тайным покровительством британской королевы. Выдавая патент, власти имели свою долю в награбленных богатствах, поэтому были заинтересованы в деятельности пиратов.
56-летний Дампир был назначен штурманом новой экспедиции на корабле «Герцог», а капитаном стал потомственный моряк из Бристоля Вудс Роджерс. С ними вместе шел и второй корабль — «Герцогиня», которым командовал такой же старый пират, как и Роджерс, Стефан Кортни. Его помощником был назначен Эдвард Кук.
Корабли благополучно миновали Атлантический океан, сделали остановку у берегов Южной Америки, посетили Фолклендские острова и на пути к острову Хуан-Фернандес неожиданно заметили на одном из маленьких и, как они считали, необитаемых островков дым костра. Путешественники решили убедиться, не испанцы ли это находятся на острове, и послали туда своих людей на лодках. Каково же было изумление моряков, когда они увидели на берегу человека в козьей шкуре, совершенно дикого вида, который бросился к ним навстречу и не мог ничего сказать от волнения!
Уильям Дампир узнал в доставленном на корабль человеке англичанина Александра Селкирка, которого почти четыре года назад высадил на острове один из знакомых ему капитанов Стрейдлинг. Дампир дал лестную характеристику Селкирку, поскольку тот и в самом деле был прекрасным моряком, и его зачислили офицером в экипаж «Герцога».
За время пребывания на острове Селкирк почти забыл родной язык, и моряки едва понимали его речь. Однако постепенно он все-таки сумел рассказать им свою удивительную историю. Вернувшись вместе с Дампиром в Англию, Селкирк рассказал свою историю журналисту Ричарду Стилу, который опубликовал ее в нескольких номерах журнала «Инглишмен». А в 1719 году появилась книга Даниеля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», прототипом которого стал Александр Селкирк.
После возвращения из этого кругосветного путешествия Дампир прожил еще три года и умер, завещав все свое имущество ухаживавшей за ним последние годы кузине Грейс Мерсер и брату Джорджу. Однако вскоре оказалось, что наследникам нечего получать, поскольку после смерти у Дам-пира еще остались долги — 2 тысячи фунтов стерлингов.
Так случилось, что в отличие от других капитанов, занимавшихся пиратским промыслом, которым удалось сделать себе огромные состояния, Уильям Дампир оставил после себя долги и книги. Но благодаря книгам его имя помнят до сих пор.
Добавить комментарий