Де Вега Карпьо, Лопе Феликс

(1562-1635) испанский драматург

«Самодержец театральной империи» Лопе де Вега был величайшим драматическим поэтом Испании. В мировой драматургии его имя по праву заняло место рядом с именами Шекспира и Мольера. Слава Лопе де Вега была столь велика, что в испанском языке сложилось выражение: «Это сделал Лопе», что должно было означать самое высокое достоинство поэтического творения.

В творчестве Лопе де Вега есть что-то легендарное. Достаточно сказать, что до сих пор не установлено точное число написанных им пьес. Современники поэта называли цифру, превышающую две тысячи: 1800 светских произведений и 400 религиозных пьес. И хотя сохранилась лишь четвертая часть из написанного Лопе - около 500 пьес, но и такое количество произведений не написал еще ни один драматург в мире. Ходили также легенды о той легкости, с какой он писал свои сочинения: за одно угро писал акт, а за два-три дня уже была готова целая пьеса.

Лопе де Вега родился в Мадриде в семье золотошвеи, происходившей из астурийских крестьян-горцев. Существуют сведения о необычайно ранней одаренности Лопе, открывшей ему впоследствии дорогу в университет в Алькала. Пяти лет от роду он уже читал по-испански и гю-латыни; еще не умея писать, импровизировал стихи, которые записывали его старшие товарищи. Десяти лет Лопе перевел «Похищение Прозерпины» Клавдиана, а в четырнадцать лет написал собственную пьесу «Верный любовник». Но и это был еще не самый ранний опыт. «Едва научившись говорить, - сообщает драматург в своей автобиографии, - я по внушению Фебовых муз стал писать моим плохо очинённым пером пьесы, достойные желторотого птенца».

Конечно, рано пробудившаяся способность к поэзии была не только результатом природной одаренности юноши. Большую роль играло и хорошее образование, полученное им. Он учился в мадридской коллегии иезуитов, а затем в Королевской академии. Любознательный юноша изучал математику и астрономию, историю, философию и литературу древних, штудировал трактаты и зачитывался поэмами итальянских гуманистов. Учение еще больше укрепило врожденную страсть к поэзии. «Плененный красотой, создаваемой другими, я пристрастился к изящной литературе, Амур-поэт повелел мне с нею не расставаться, - напишет позже Лопе де Вега. - Благоприятствуемый счастливой звездой, я изучил несколько языков и тем самым обогатил свой собственный». К слову сказать, драматург знал латинский, итальянский, португальский, французский языки, был знаком с древнегреческим. Но главным источником поэтического вдохновения Лопе де Вега была его страстная, деятельная натура, его неуемная жажда жизни.

В двадцать два года Лопе, успевший после университета принять участие в военной экспедиции на Азорские острова, уже упоминается Сервантесом в «Галатее» как известный поэт. Некоторое время он служит секретарем у внука герцога Альбы и пишет по его просьбе эпистолярную поэму «Аркадия». В это же время он влюбляется в дочь директора театра Елену Осорно, воспетую впоследствии в романе «Доротея», дерется на дуэли с оскорбившим ее дворянином, а потом пишет дерзкие памфлеты против изменившей ему возлюбленной.

Лопе де Вега вел очень бурную жизнь. Новый, 1588 год он, например, встретил в тюрьме. Причем арестовали его прямо во время спектакля. К суду Лопе привлек мадридский постановщик комедий Х. Веласкес, который не хотел лишаться даровых пьес. Оправдываясь, Лопе де Вега отрицал коммерческую ценность своих сочинений, представляя себя драматургом-любителем. Однако он так свободно чувствовал себя на суде и так ядовито острил в адрес истца, что суд усилил ему наказание: два года изгнания из королевства под страхом смерти.

Драматурга выпустили из тюрьмы, предписав ему немедленно отправиться в дорогу, но он умудрился за это время похитить донью Исавель де Урбина. Родители девушки намеревались затеять судебный процесс, который означал бы для Лопе де Вега неминуемую казнь, но влюбленная Исавель умолила родителей не делать этого. 10 мая в отсутствие изгнанного жениха, которого в церкви представлял его родственник, состоялось венчание. А сам Лопе де Вега 29 мая ушел в море из Лиссабона на галеоне «Сан-Хуан» в составе злополучной Армады. В 1587 году английская эскадра под командованием корсара Френсиса Дрейка ворвалась в порт Кадис и уничтожила испанские суда. Испания в свою очередь снарядила огромную эскадру, которая должна была завоевать Англию.

«Непобедимая Армада» - так называли испанскую эскадру - отплыла к берегам Англии в конце июня 1588 года. Это предприятие закончилось катастрофой. Непобедимая Армада погибла. Брат Лопе погиб вместе с ней, а сам он, испытав множество приключений, вернулся в декабре в Кадис с большой поэмой «Красота Анхелики». Так протекала вся его жизнь.

Вернувшись в Испанию, Лопе снова обосновывается в Валенсии, где усиленно занимается драматургией. И делает это, по его словам, «не ради развлечения, а для прокормления семьи». Когда же он наконец возвращается в столицу, то перед ним широко открываются двери всех мадридских театров. Можно сказать, что именно с этого часа наступает «золотой век» испанской сцены. Лопе де Вега, используя весь опыт, накопленный испанским театром, сделал тот решительный шаг, который определил собой создание оригинальной национальной драматургии.

Лопе де Вега убрал нелепости из героических сюжетов и поднял бытовую тематику до уровня поэзии. Он был не только драматургом. Его перу принадлежит немало романов, новелл, эпических поэм, стихов и песен. Это обстоятельство также наложило сильный отпечаток на общий стиль его пьес.

Все пьесы драматурга можно разделить на две большие группы: героические драмы и комедии. Наиболее яркий образец героической драмы о борьбе против феодалов - «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник»). Здесь народ - крестьяне деревни Фуэнте Овехуна - восстает против узурпатора и насильника и в своей борьбе с феодалом находит поддержку у короля, заинтересованного в обуздании власти сеньоров. Событие, изображенное Лопе де Вега в «Овечьем источнике», - исторический факт, известный по старинным испанским летописям. В них описывается бунт крестьян местечка Фуэнте Овехуна в 1476 году, которые восстали и убили своего господина дона Гомеса.

Самое популярное произведение из комедийного наследия великого испанского драматурга - комедия «Собака на сене». Она посвящена большой любви, преодолевающей объективные сословные преграды и субъективные предрассудки. Посвящая свои комедии по преимуществу любовным темам, Лопе де Вега показывает, что цельные натуры людей из народа дают пример самой преданной любви и самой сильной страсти. Поэтому так часто он делал героинями своих лирических комедий простых крестьянок или девушек дворянского происхождения, ради любви способных выдавать себя за простолюдинок.

Старость поэта омрачили горестные события - болезнь и смерть в 1632 году жены Марты де Наварес, смерть сына через два года, вслед за этим уход в монастырь дочери Марселы и похищение другой дочери, самой младшей и самой любимой, которая жила на унизительном положении возлюбленной одного знатного кабальеро. Лопе не мог ничего поделать: похититель принадлежал к высшей знати, и похищение было, хотя и молчаливо, одобрено королем, который таким образом мстил свободолюбивому поэту.

Когда Лопе де Вега умер в своей тихой монашеской келье, вся страна погрузилась в траур. Множество поэтов разных стран посвятили его памяти оды. Великий гений испанского театра ушел из жизни, создав испанскую национальную драматургию.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!