Делакруа, Фердинанд Виктор Эжен
(1798-1863) французский художник
В разговоре с писателем и художественным критиком Сильвестро Теофилем Эжен Делакруа однажды признался: «Мне судьбу предрек сумасшедший. Няня вела меня за руку, он подошел к нам и сказал: «Этот ребенок станет знаменитым человеком, его жизнь пройдет в постоянном труде, она будет беспокойной и сотканной из противоречий».
Делакруа родился в местечке Шарантон, расположенном в двух километрах от Парижа. Он был четвертым ребенком Шарля Делакруа, дипломата, бывшего министра иностранных дел в правительстве Директории.
Мать Эжена Виктория отличалась прекрасными манерами и умом. Она воспитывалась в монастыре, расположенном неподалеку от предместья Сент-Антуан, где помещались мастерские ее отца, знаменитого королевского краснодеревщика. В доме Делакруа частым гостем был Шарль Талейран, которого и принято считать настоящим отцом Эжена.
Однако мальчик был признан сыном Делакруа. Он с детства был окружен вниманием и заботой и рос, по его собственному признанию, «сущим дьяволенком», озорным и непоседливым.
В пять лет Эжен стал брать уроки музыки у органиста, который пришел в восторг от способностей мальчика и заявил его матери, что ее сыну богом предназначена музыкальная карьера. Еще Эжен любил громко читать стихи.
В 1805 году умер его отец, и осенью того же года Виктория Делакруа с сыном перебралась в Париж. Эжен поступил пансионером в Императорский лицей. В лицее восемь часов в неделю изучали латынь, три часа — французский язык, три часа — математику. Два часа в неделю было отведено рисованию. Это была в полном смысле классическая программа. Еще там изучали греческий язык, и Эжен по всем древним языкам неизменно получал награды.
У него были безупречный слух и отличная музыкальная память. Он мог насвистеть партитуру трехактной оперы, ошибаясь разве что самую малость. В Париже Эжен стал еще брать уроки игры на скрипке. Уже в двенадцать лет сочинял стихи и мечтал стать поэтом. Потом также мечтал стать художником, музыкантом.
В 1814 году в возрасте пятидесяти шести лет скончалась от болезни мать Эжена, Виктория Делакруа. Он очень тяжело переживал смерть матери. Кроме того, от ее наследства практически ничего не осталось. Все это повлияло на чувствительную душу Эжена, и он в один миг ощутил себя взрослым.
Скоро он окончательно решил стать художником. Ему предстояло еще закончить лицей, после чего он мог поступить в обучение к кому-нибудь из живописцев. Это произошло в 1815 году, и юноша был определен в мастерскую художника П.Герена.
В мастерской, где работало сразу человек тридцать, запах живописи был настоян годами и никогда не выветривался. Делакруа встал к мольберту в нарукавниках поверх бархатной куртки, худощавый, настороженно-изящный, очень чистый и аккуратный.
Юноша рисовал гипсы и обнаженную натуру у Герена и увлеченно работал в Лувре, где были выставлены полотна Рубенса, картины Ван Дейка, Веласкеса. Их Эжен копировал с особой охотой, считая образцом превосходной живописи, свободной от какой-либо школы. Благодаря знакомству с Теодором Жерико он узнал творчество Микеландже-ло и Караваджо, часами пропадал в Лувре и знал все его закоулки.
С 1822 года Эжен уже больше не посещал мастерскую Герена. Он снял на несколько месяцев крохотное ателье в огромном двухэтажном сарае и втиснул туда холст — три метра в длину и два в высоту. И принялся за работу в уже свойственном ему тогда лихорадочном темпе, не позволяя себе ни минуты отдыха. На полу молодой живописец расстилал листы бумаги, на которых рисовал углем.
Первая картина, которую Делакруа нарисовал в своей мастерской, называлась «Ладья Данте». Ладья вся как бы колебалась под натиском адских волн. А вцепившиеся в ее борта грешники, казалось, вот-вот ее опрокинут. Данте и Вергилий, пошатываясь, стоят в лодке и как бы отстраняют от себя наплывающий рой видений, который гонит на них пепельный ветер адского города Дита.
22 апреля 1822 года состоялся первый показ этой картины на вернисаже, и публика смогла оценить дебют никому еще не известного автора. Самая лучшая рецензия на картину была опубликована в газете «Конститюсьонель». Ее автор Адольф Тьер, который находился в дружеских отношениях с Талейраном, очень похвально отозвался о таланте молодого художника. Эту картину купило министерство государственных имуществ за две тысячи франков. Потом она была помещена в Люксембургский музей, где, по замыслу устроителей, должны были быть собраны лучшие творения современных художников. Для начинающего автора это была неслыханная, просто фантастическая удача.
Следующей работой Делакруа стала картина «Резня в Хиосе». Художник изобразил эпизод из греко-турецкой войны, когда турки уничтожили на острове Хиос двадцать пять тысяч человек, увели в рабство женщин и детей. Картина была принята для выставки в Салоне, и Делакруа прочитал о ней похвальный отзыв, написанный известным писателем Стендалем. Министерство государственных имуществ купило и эту картину у художника за шесть тысяч франков.
В это время Делакруа совершает путешествие в Марокко и в Англию. Обе эти поездки оставили свой след в его творчестве. После четырехмесячного пребывания в Англии он вернулся домой, полный новых впечатлений и образов, которые помогли ему окончательно избавиться от влияния своих парижских наставников. Теперь Делакруа настоящий романтик, не приемлющий строгого академизма, стремящийся воплотить новизну видения мира в новых работах.
Летом 1829 года Делакруа обосновался в новой мастерской и в квартире на набережной Вольтера, одном из самых престижных районов Парижа. Это было время его процветания. В Салоне 1831 года он показал свою новую картину «Свобода, ведущая народ», навеянную событиями Великой французской революции и принесшую ему официальное признание и славу. Художник получил за нее ленточку Почетного легиона в петлицу.
Это первая и единственная картина, не считая портретов, в которой Делакруа изобразил своих современников в современных костюмах. Вместе с этой картиной висели два огромных холста — «Кардинал Ришелье слушает мессу в Пале-Рояле» и «Убийство архиепископа Льежского», несколько больших акварелей и рисунок «Рафаэль в своей мастерской». Все картины были куплены, у художника появились деньги, и к нему пришел огромный успех.
Следом же Делакруа написал для конкурса, объявленного муниципалитетом Парижа, картину «Буасси д'Англа в Конвенте». Художник изобразил полный достоинства поклон президента собрания Буасси д'Англа окровавленной голове депутата. Картина была откликом мастера на Июльскую революцию 1830 г.
В 1833 году Делакруа познакомился с писательницей Жорж Санд, когда ему заказали ее карандашный портрет для журнала. Через год художник стал ее близким другом, она поверяла ему все свои сомнения и горести. Он был свидетелем ее разрыва с Альфредом де Мюссе и ее следующего романа с композитором Ф.Шопеном.
Начиная с 1829 года в парижских журналах появляются статьи Делакруа об искусстве, о творчестве Микеланджело и Рафаэля, о преподавании рисунка, о Прюдоне и Гро. Недоброжелатели художника язвили, что он не упускает ни одной возможности, чтобы обессмертить свое имя. Делакруа в точности следовал совету Стендаля, который говорил: «Не пренебрегайте ничем, что может сделать вас великим».
Префект департамента Сены заказал художнику колоссальное панно «Положение во гроб» для церкви Сен-Дени де Сан-Сакреман. Этот заказ совпал с самым разгаром работы в библиотеке палаты. Но Делакруа не отказался и написал прекрасную каргину «Положение во гроб» («Пьета» ), на которой изобразил скорбящую богоматерь с мертвым Христом на коленях.
В 1840 и 1841 годах в двух Салонах подряд Делакруа выставил «Правосудие Траяна» и «Взятие крестоносцами Константинополя» — два грандиозных холста. Рядом с «Траяном» в том же Салоне он экспонировал «Кораблекрушение Дон-Жуана». Сюжет художник позаимствовал из поэм Байрона. Нужно отметить, что на всем протяжении творческого пути живописец постоянно обращался к героям и историческим сюжетам как к основе своих произведений: таковы батальные полотна «Битва при Пуатье» и «Битва при Нанси», а литографии к «Фаусту» и «Гамлету» заслужили похвалу самого Гёте.
В 1855 году Делакруа стал командором Почетного легиона, высшего орденского отличия во Франции. 10 января 1857 года после семи провалов он наконец был принят во Французский Институт и стал академиком — «бессмертным». В 1862 году — за год до смерти — Делакруа написал картину «Дерущиеся кони».
Осенью 1863 года художник намеревался поехать в Италию, но еще в январе почувствовал себя настолько плохо, что ему пришлось отказаться от всякой работы. Ему становилось то лучше, то еще хуже, чем было. Иногда он вставал и бродил по комнатам и саду, не произнося ни звука. 13 августа 1863 года великий художник умер и 17 августа был похоронен со всеми возможными почестями.
Четыре месяца спустя появилась поэма Ш.Бодлера «1 ворчество и жизнь Эжена Делакруа» — прекрасное произведение, в котором поэт воздавал дань таланту художника.
Добавить комментарий