Державин Гаврила Романович
(1743-1816) русский поэт, драматург, переводчик, государственный деятель
Детство будущий поэт провел в глуши под Казанью. В 1758 году его отправили учиться в открывшуюся в Казани гимназию. Там проявились его способности к рисованию, пластическим искусствам, которые оставили глубокий след в его творчестве. В гимназии Державин был одним из лучших учеников, и его зачислили младшим чином в Инженерный корпус, с тем чтобы он продолжил там службу после окончания учебы.
Но в 1762 году Державина вдруг затребовали в Петербург, в Преображенский полк. Как оказалось, недоросль Гаврила Державин, потомок татарского рода Баг-рама, ныне незнатный и небогатый дворянский сын, по какому-то недоразумению был с малолетства зачислен в воинскую службу и теперь должен служить в солдатах. Так с 1762 года начинается почти десятилетний период солдатской службы поэта.
В 1772 году двадцативосьмилетний Державин получил первый офицерский чин. За время службы в армии он показал себя энергичным и храбрым офицером. Кроме того, он успешно сочетал военную службу с литературными занятиями.
В 1773 году, когда разгорелась крестьянская война под предводительством Пугачева, вышли в свет его первые литературные опыты: перевод прозой из Овидия и ода на брак великого князя Павла Петровича. В 1776 году отдельной книгой издаются оды Державина. В них уже можно увидеть особенности поэтической натуры автора: его искрометность, взволнованность, поэтический темперамент. Тем не менее книга прошла незамеченной. Державину уже тридцать три года, но поэзия для него еще увлечение, а не дело всей жизни.
За участие в подавлении бунта и безупречную службу ему было пожаловано триста душ крепостных и имение в Белоруссии.
В 1777 году он вышел в отставку и был переведен на статскую должность, а с 1779 года, по словам поэта, для него начинается новый путь в литературе. К этому времени окончательно складывается его мировоззрение.
Державин был сторонником идеи просвещенного самодержавия. Он считал, что только с помощью просвещения и справедливого исполнения законов можно оградить дворян от народного восстания. Идеями просвещенного абсолютизма прежде всего был отмечен цикл од о Фелице. У поэта свой идеал правителя — мудрого, деятельного и человечного, простого и скромного в поведении. Этот идеализированный образ предстает в оде «Фелица» (1782), за которую Екатерина II наградила поэта. Но со временем образ его идеала поблекнет.
Настоящими героями од Державина стали замечательные русские полководцы, современники поэта — А.В.Суворов и П.А.Румянцев-Задунайский. Он восхвалял не только военачальников, но и доблесть простых солдат. В стихотворениях Державина объективно отражается окружающий мир. Из его произведений можно многое узнать о быте, личной судьбе и характере самого поэта. В его поэзии удивительно сочетаются радостные мотивы с глубокими размышлениями о жизни и смерти.
В.Г.Б елинский отметил, что «в творениях Державина ярко отпечатлелся русский XVIII век». Особенности русской жизни, нравы, обычаи, русские пейзажи — все это нашло отражение в поэзии Державина. Он многое воспринял из ломоносовских традиций: гражданский пафос, патриотизм, величие образов. Но одновременно с этим преодолел языковую скованность оды, расширил сферу употребления просторечных слов и выражений.
Нередко в произведениях поэта звучали и гневные интонации. Это, конечно, не нравилось его покровителям. Державина удалили из столицы, назначив сначала олонецким, а затем тамбовским губернатором. Там он пытался улучшить жизнь русской провинции: открыл народное училище, сиротский дом, театр, типографию. В Тамбове начала регулярно выходить газета «Губернские ведомости».
Забросив стихи, Державин занялся деятельностью в том духе, в каком представлял себе роль просвещенной монархии. Но именно такая деятельность губернатора показала, что идеалы добра, чести и справедливости наталкиваются на неприязнь и раздражение чиновников. Вспыльчивый характер Державина только увеличивает трудности. В столицу полетели доносы, в которых его обвиняли в превышении власти и дерзости. Екатерина II вызвала его в Петербург и оставила при дворе.
Державин был избран в члены Российской академии в день ее основания, а в 1791 году императрица назначила его своим кабинет-секретарем. Но правдивый и честный характер Державина не позволял ему спокойно смотреть на злоупотребления, царившие при дворе. Екатерина II не без раздражения рассталась со своим правдолюбивым кабинет-секретарем.
Разочарование в возможности придать верховной власти в России форму просвещенного абсолютизма нашло отражение в творчестве поэта. Это было одновременно разочарование и в либеральных идеях, и в собственных усилиях на службе, хотя Державин не оставил ее (он стал президентом Коммерц-коллегии, а позже, уже при императоре Александре I, министром юстиции). Характерна эпиграмма «На гроб неудачника», которую поэт относил и к себе:
Мазилка, скоморох, вождь, писарь и толмач. Торгаш и опекун, докладчик и рифмач, Считал, судил, мирил, а больше защищался.
Был и охотником, за многими вдруг гнался. Но ни одного он зайца не поймал, — Увы! в сей гроб упал.
В 1803 году Державин ушел в отставку. В своем имении Званка на реке Волхове он пишет знаменитое послание «Евгению. Жизнь званская».
С 1810 года вокруг Державина собираются известные литераторы того времени, которые объединились в кружок «Беседа любителей русского слова». Они устраивали литературные вечера и издавали свой журнал «Чтения в беседе любителей русского слова».
В это же время Державин начал писать свои автобиографические «Записки», появившиеся в печати лишь в 1859 году. Это произведение, подвергшееся критике в 60-х и 80-х годах XIX века, о котором можно сказать, что это «великолепный донос потомству на самого себя», явилось одним из характернейших мемуарных документов эпохи.
Державин умер 8 июля 1816 года в Званке. Его жизненный путь от солдата до министра, его жизненный опыт нашли отражение в поэзии. Провинциальный дворянин, чиновник, государственный деятель, он был выразителем идей просвещенного абсолютизма в России. Державин не только воспевал екатерининский век, но и с огромной поэтической силой критиковал его, и это критическое направление придавало своеобразие и значимость его поэзии.
Добавить комментарий