Дейнека Александр Александрович

(1899-1969) русский художник

Александр Александрович Дейнека родился в старинном городе Курске. Еще в школе он увлекался рисованием, а во время революции вступил в Красную армию и стал художником при политуправлении. Вскоре Дейнека начал руководить студией самодеятельных художников, однако понял, что ему не хватает знаний, и поступил во ВХУТЕМАС, в класс рисунка. Там он учился у известнейших художников — Кардовского, Штеренберга, но главным своим учителем считал В. Фаворского. Именно от него Александр Дейнека воспринял умение работать с линией и использовать цветовые контрасты.

В двадцатые годы он стал членом-учредителем объединения ОСТ, куда входили также В. Вильяме и Ю. Пименов. Главной проблематикой художников этого объединения считалась индустриальная тема, а способом ее отражения — элементы графики, которая вводилась и в живописные полотна. Предметом изображения в произведениях Дейнеки становятся люди труда, спортсмены. Художественное пространство полотен предельно насыщается, при этом силуэты фигур всегда изображаются резкими, четкими линиями, доминируют чистые тона. Причем картины всегда были посвящены определенным темам.

Программной для творчества Александра Александровича Дейнеки этого времени является картина «Оборона Петрограда» (1928). Здесь он попробовал соединить крупные и мелкие фигуры, своеобразно разбив пространство картины. Причем выдержал ее в нарочитой темной тональности.

Новое искусство шагнуло на страницы журналов, и Александр Дейнека становится их активным автором. Он оформляет книги, пробует свои силы в плакате. Занявшись плакатом, художник предложил новую интерпретацию известного жанра. Он использовал графическую выразительность и ввел нового героя, молодого, энергичного, безоговорочно уверенного в себе. Правда, художника не интересовала психологическая разработанность образа, поэтому его персонажи кажутся одинаковыми, стереотипными, легко узнаваемыми. Но вместе с тем Дейнеке удалось передать саму динамику времени, бурного и непредсказуемого.

Особое оптимистическое мироощущение мастера определялось его верой в идеи социализма. Поэтому никому другому не удалось так ярко и достоверно воплотить миф о новой реальности. Хотя гораздо меньше критики писали о том, что Дейнека использовал стилистику нереалистических течений — резкое деление цветов, геометрическое построение фигур, не всегда заботился о прописывании фона картины. Они просто говорили о нарочитом схематизме его работ.

Всю свою жизнь Александр Александрович Дейнека искал те приемы, которые помогли бы передать всю экспрессию движения.

В тридцатые годы художник несколько уходит от ярко выраженной сюжетности своих картин и склоняется к лирическим мотивам. Естественно и органично в его творчество входит тема материнства. Он посвятил этой теме несколько своих полотен, одно из которых — «Мать» (1932). Художник делает и пейзажные зарисовки, как, например, «Ночной пейзаж». Его персонажи в ряде случаев лишаются нарочитой угловатости, свойственной конструктивистам; такие картины Дейнеки, как «Купающиеся девушки», «Портрет девушки с книгой» (1934), «Будущие летчики» (1938), вызывают чувство умиротворения, покоя.

Но с монументальной живописью Александру Дейнеке долго не везло. Ему заказали три панно для здания Наркомзема в Москве. Эскизы их были восторженно приняты, но от изготовления самих панно почему-то отказались. В 1936 году художник получил новый заказ — оформление советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Заказ был выполнен, но сам художник так и не увидел свою работу на месте: в Париж его не пустили. А панно было отмечено золотой медалью выставки. Аналогичная история повторилась и через двадцать лет, когда Дейнека оформлял павильон на выставке в Брюсселе.

Александр Александрович любил рисовать обнаженную натуру, умел видеть красоту человеческого тела, причем рисовал его в естественных проявлениях, таким, каким мог видеть его любой зритель.

Важной страницей в его жизни стало оформление станций Московского метрополитена. Первые смальтовые композиции на станции «Маяковская» были в основном посвящены спортивной проблематике. Художник решил в них очень сложную задачу — создал у зрителя иллюзию открытого пространства. В 1940 году он вновь обратился к мозаике и сделал несколько панно для станции метро «Павелецкая», но установлены они не были из-за начала войны. Дейнека, всегда мечтавший о больших монументальных работах, именно на этом поприще чаще всего терпел неудачи.

В годы войны художник создал картину «Оборона Севастополя» (1942), основанную на цветовом контрасте. Три цвета — белый, коричневый и красный — стали своеобразными символами войны, отражающими авторскую концепцию. Он вернулся к сюжетному решению современной темы, создав своеобразную сцену битвы.

Александр Александрович Дейнека много путешествовал по Советскому Союзу, побывал в разных странах, но никогда не рисовал с натуры. Все его обширные, так называемые севастопольские и донбасские серии картин и рисунков в основном созданы по памяти. Он обычно набрасывал отдельные позы, делал схематические зарисовки местности. Но заканчивал всегда в помещении, причем, как вспоминают современники, мог нарисовать за день несколько картин. Дейнека даже сам удивлялся тому, как много он успевал. Однако секрет был прост: он никогда не расставался с карандашом и блокнотом, делая постоянные зарисовки.

И в станковой форме Александр Дейнека был верен себе. Основной для него была тема соотношения человека и техники. Он и здесь выступил как экспериментатор, свободно обращаясь с пространством и формой.

После войны Дейнека сделал несколько монументальных работ — панно для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и галерею портретов великих ученых для МГУ. Первая работа оказалась неудачной: задуманная в так называемом «большом стиле», с обилием знамен и показной радостью, она оказалась напыщенной и неубедительной. Как писал художник позднее, она изначально отстала от времени. Для МГУ Дейнека нашел интересное решение — применил технику флорентийской мозаики и сделал портреты черно-белыми. Они выглядели ярко и даже казались рельефными.

С 1954 года художник вернулся к преподаванию в Московском архитектурном институте. А с начала шестидесятых перешел в Художественный институт имени Сурикова, где была открыта его персональная мастерская. Александр Дейнека не только вкладывал в преподавание все силы, но и покупал все необходимое для учеников — холсты, краски, кисти.

В начале шестидесятых в его личной жизни произошли изменения: он вторично женился (с первой женой они расстались еще в 1949 году). Но в живописи Дейнеке не везло. Он умел создавать монументальные образы, где тонкая нюансировка подменялась цветовыми контрастами. Соответствовавшие вкусам тридцатых-сороковых годов, в шестидесятые они выглядели анахронизмами. Поэтому наиболее удачные его работы последних лет жизни — это портреты.

Александр Александрович Дейнека был вице-президентом Академии художеств, получил звание Героя Социалистического труда. В мае 1969 года широко отмечалось его семидесятилетие. А всего через несколько дней художника не стало.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!