Диккенс, Чарльз

(1812-1870) крупнейший английский писатель

О детстве Чарльза Диккенса лучше всего говорят страницы его романов о детях, прошедших суровую школу нищеты и лишений, и в первую очередь самый автобиографический из них — «Дэвид Копперфилд».

Чарльз Диккенс родился в местечке Лендпорт в семье мелкого служащего в казначействе морского ведомства. Легкомысленный в своих притязаниях на светскость, отец влез в долги и был посажен в долговую тюрьму. На всю жизнь запомнил мальчик мрачные картины тюрьмы Маршалси, где он навещал отца. Мальчика отдали на фабрику ваксы мыть склянки и наклеивать этикетки. Неизвестно, как сложилась бы жизнь подростка, мечтавшего стать актером, но не имевшего возможности посещать школу, если бы не неожиданный случай: скончался дальний родственник, который оставил его родителям небольшое наследство. Чарльз изучает стенографию и становится газетным репортером. Он усердно посещает читальный зал Британского музея в Лондоне, пополняя свое образование. Вскоре читатели с интересом стали встречать репортажи талантливого журналиста о заседаниях парламента по поводу реформы 1832 г. Реформа была важнейшим событием в истории Англии XIX века: она утвердила могущественное положение буржуазии в парламенте. Но для молодого репортера открылась вся изнанка борьбы буржуазных партий за власть. Не являясь сторонником чартистского движения, Диккенс сочувствовал тяжелому положению народа. Как репортер, он хорошо знал бедные кварталы столицы и побывал в других городах Англии.

В 1836 г. под псевдонимом Боз (так шутливо звали Диккенса дома) он выпускает в двух томах свои первые очерки — «Очерки Боза». Поначалу случайные и забавные, городские сценки переросли в картины, в которых жизнь Лондона показана в социальных контрастах. На фоне городских улиц, набережных, рынков, магазинов, судов, тюрем, больниц проходят бедняки и нищие, состоятельные и богатые люди. Все описание пронизано сочувствием и состраданием к париям огромного города. Многие страницы сатирического характера уже являются прологом к первому большому роману. Это «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837) — грандиозная комическая эпопея. В основу сюжетной линии романа положена история судебного процесса, который возбудила против мистера Пиквика его квартирная хозяйка миссис Бардль. Она пытается женить Пиквика на себе. И Пиквик вынужден сражаться с судейскими чиновниками, с темными дельцами Додсоном и Фоггом. Затем Диккенс рисует пребывание Пиквика в тюрьме и его общение с ее обитателями. Мистер Пиквик честен, доверчив и добр. Но на каждом шагу он видит несправедливость и не хочет с ней мириться. Он без конца попадает в нелепые положения из-за того, что мир совершенно не соответствует его представлениям о жизни и людях. По мере осознания Пиквиком темных сторон бытия его фигура постепенно перестает быть только комичной. Пиквик и его друзья — члены Пиквикского клуба Снодграс, Тампмен и Уинкль — состоятельные люди, милые и забавные. Каким-то образом они избежали воздействия прозы и меркантильности своей среды и остались честными и порядочными, но, конечно, наивными, как дети, и поэтому в поездке по стране, одержимые донкихотским стремлением тут же исправить зло и восстановить справедливость, они попадают в глупейшие комические ситуации. Но Пиквик, в какие бы передряги ни пришлось ему попасть, верит, что добро должно победить.

Диккенс рисует скорее не современную Англию, а «старую, веселую Англию», в образе которой для простых англичан виделся идеал свободной жизни, без феодальной и буржуазной эксплуатации. Это была жизнелюбивая, оптимистическая книга, и ее герой стал воплощением комичного и трогательного рыцарства.

Талантливо написанные веселые приключения членов клуба, ведомых смешным коротеньким джентльменом во фраке, цилиндре и гетрах, раскрыли вместе с тем систему подкупа и шантажа при выборах в городке Итонсвилле, взяточничество и крючкотворство судебных чиновников, жертвой которых стал сам сэр Пиквик. Роман вырос из серии подписей к рисункам художника Сеймура, посвященным приключениям нескольких джентльменов из охотничьего клуба. Написанный весело и забавно, он принес славу молодому Диккенсу как литератору с тонким юмором.

Совсем иного характера был следующий роман — «Приключения Оливера Твиста» (1838), поводом к которому послужил «закон о бедных» 1834 г. Закон выразил лицемерную заботу буржуазного правительства о бездомных бедняках, постановив организовывать «работные дома». В изображении Диккенса такой дом становился сущим адом для сироты Оливера, царством голода и унижений, оскорблений и обид. Убежав из работного дома, Оливер попадает в воровскую шайку, становится жертвой злодеев, и лишь случайная встреча с добрым мистером Браунлоу спасает мальчика. Изображая социальное зло в картинах приюта и лондонских трущоб, Диккенс убежден, что путь к справедливости — в моральном, нравственном воздействии на читателей, в перевоспитании людей. Так и в романе «Жизнь и приключения Николаса Никльби» (1839) Ральфу Никль-би, обобравшему своих родственников, противостоят добрые и отзывчивые банкиры братья Чирибль, помогающие беднякам. По мнению Диккенса, такие, как Ральф, скорее являются исключением в своей среде. Тема разорения мелкой буржуазии под давлением крупного капитала касалась судьбы значительной части населения Англии. И роман, заканчивавшийся возвращением имущества законным владельцам, выражал иллюзию, что во всем виноваты случайные злые силы, а не закономерный, неумолимый экономический закон роста крупного капитала за счет других.

В 1842 г. Ч. Диккенс посетил США и был разочарован в «образцовом демократическом государстве». Особое негодование писателя вызвало рабство негров. Об этом и о продажности печати, коррупции в государственном аппарате, тяжелом положении бедноты, бесчеловечности тюремной системы он высказался в книге очерков «Американские заметки» (1842), которые буржуазная американская пресса встретила со страшным негодованием. Знакомство с Америкой развеяло многие социальные иллюзии Диккенса и относительно Англии. «Все для доллара! Вот основное правило этих всяких республиканцев!» — восклицает герой нового романа «Мартин Чезлвит» (1844), на своем горьком опыте убедившийся в этом.

Диккенс постепенно приходит к пониманию того, что положительные тенденции развития жизни находятся в среде угнетенных трудовых слоев общества. В романе о Чезл-вите эгоистам и негодяям противопоставлены бескорыстные герои, способные на самопожертвование. Во взаимопомощи людей Диккенс видит путь спасения в обществе эгоизма.

Эти симпатии к бедным людям выражены в цикле «Рождественских рассказов» (1843—1845): «Рождественская песнь в прозе», «Колокола», «Сверчок на печи». Эти фольклорно-фантастические повести, приуроченные к рождественской ночи, с духами и волшебниками, со счастливым концом, прославляли доброе и отзывчивое человеческое сердце. Даже скряга Скрудж («Рождественская песнь в прозе») под влиянием духов, явившихся ему во сне и изобразивших ему его жизнь и страшную смерть, перерождается и становится добрым стариком. Он готов помочь людям и теперь впервые чувствует себя счастливым.

Такое же превращение в доброго и чувствительного старика, только без участия волшебных сил, а под влиянием ударов судьбы, происходит с крупнейшим английским негоциантом Домби, возглавляющим фирму «Домби и сын» в одноименном романе. Домби себя и свою фирму считает центром вселенной и все и вся рассматривает только с позиций интересов своего торгового дома. Маленького сына Поля он учит ценить только деньги. И дома, и в респектабельном пансионе естественные чувства добра, любви в мальчике всячески подавляются. Отец не разрешает сыну встречаться с сестрой Флоренс. Дочь вообще как бы не существует для старшего Домби, ибо ему нужен только наследник его компании. Смерть сына отец воспринимает как крупную неудачу в делах фирмы и спешит восполнить ущерб новой женитьбой. Красавица Эдит, нелепое воспитание которой внушило ей, что жизнь невозможна без богатства, по сути продает себя богачу Домби. Встреча с Флоренс и любовь к девочке восполняет в душе Эдит попранное в браке человеческое достоинство. И когда Домби разлучает Флоренс и Эдит, она мстит ему, убежав из дома с управляющим фирмы Карке-ром. Она наносит самый чувствительный удар Домби — удар по его самолюбию, гордости. Обличение брака в викторианской Англии, как одной из святынь добропорядочного общества, было под запретом. Показав, как брак стал куплей-продажей, Диккенс выразил осуждение лицемерию мира корысти и эгоизма. Только в среде скромных, честно живущих своим трудом людей сохранились истинные чувства добра и взаимопомощи, дружбы и любви. Флоренс находит приют и спасение в семье скромного владельца лавки морских приборов «Деревянный мичман». Разорившийся Домби брошен всеми, и лишь Флоренс, отвергнутая им, спасает и возрождает к жизни отца. И хотя роман завершается идиллической картиной: счастливый старик Домби нянчит внука, сына Флоренс, — Диккенс сказал горькую правду о современной ему Англии, где богатство ценится выше истинных добродетелей.

С романа 1849 г. «Дэвид Копперфилд» начинается зрелый период творчества Диккенса. Роман написан в мягких, лирических тонах и является автобиографическим. Через воспоминания Дэвида о годах детства и юности Диккенс раскрывает, как складывается характер и мироощущение героя в сложных жизненных испытаниях.

В романе много любовных линий, драматических и счастливых. Любовь Дэвида и Агнессы потому и приносит им счастье, что брак их построен на духовном родстве и взаимопонимании. Знание жизни, полученное через преодоление невзгод, дает Дэвиду возможность, став писателем, изобразить всю правду жизни. Весь роман говорил об огромных симпатиях Диккенса к простым людям, о желании видеть их счастливыми. Но сама Англия давала мало поводов для оптимизма писателя, и потому многие из изображенных им бедняков в финале романа эмигрируют в Австралию.

В романе «Холодный дом» (1853) показан судебный процесс, который на протяжении многих десятилетий ведут члены семейства Джарндис. Суд заседает в стенах мрачного здания, холодного дома. Все герои самой разной социальной принадлежности проходят через этот дом. Диккенс рисует аристократические салоны и лавку старьевщика, загородные поместья богачей и грязные трущобы Лондона. Суд — сложная бюрократическая машина, замешанная на подкупе, волоките и крючкотворстве. Образ маленького бездомного метельщика улиц Джо становится символом бесправия и нищеты народа в буржуазном обществе. Писатель уже не питает надежд на мирное решение социальных противоречий в обществе, что придает роману мрачный тон.

Отражением чартистского движения в Англии явился роман «Тяжелые времена» (1854), где Диккенс изобразил не существующий на карте чудовищный город Коктаун, в котором два мира — капиталистов и рабочих — резко противостоят друг другу.

В роман «Крошка Доррит» (1857) включено много личных жизненных впечатлений автора. Буржуа мистер Доррит, разорившись, оказывается в долговой тюрьме Мар-шалси. Чванливый и эгоистичный, он заботится только о своем благополучии и готов на любую низость. Так, он настаивает на том, чтобы его дочь Эми (крошка Доррит) отвечала на ухаживания сына тюремщика, благорасположение которого может сохранить Дорриту его привилегированное положение среди заключенных. Эми, скромная и самоотверженная, без устали трудится, помогая отцу, сестре и брату. И в нищете, и в богатстве она сохраняет доброту, чуткость, скромность, и судьба посылает ей прекрасного возлюбленного — Артура. Оба этих героя выразили идеал бескорыстия и альтруизма. Артур восстанавливает справедливость в ущерб себе, возвращая имущество, некогда преступным образом отнятое его матерью, мисс Кленнем, у беззащитного семейства.

В романе дана блестящая сатира на английское правительство.

Диккенс выступает с речами и статьями в защиту интересов народа, требует улучшения его жизни. Чернышевский назвал писателя защитником низших классов против высших, карателем лжи и лицемерия. Критическое перо великого писателя касается всего, что служит интересам правящего класса: церкви, казначейства, адвокатуры, суда.

В 1869 г. в речи, произнесенной в Бирмингеме, Диккенс сказал: «Моя вера в людей, которые правят, говоря в общем, ничтожна. Моя вера в людей, которыми правят, говоря в общем, беспредельна».

В 60-е годы романы Диккенса становятся все грустнее, и это связано с осознанием писателем горькой мысли о том, что в современной ему Англии невозможно осуществление его идеала.

Романы «Наш общий друг» (1865) и «Тайна Эдвина Друда» (1870) построены на криминальной интриге и раскрытии уголовной тайны. Роман «Повесть о двух городах» посвящен первой буржуазной революции во Франции. Сочувствуя революционному народу, Диккенс видит, как террор крушит и правого, и виноватого. Революцию он нарисовал как возмездие народных масс и противопоставил ему идеал всепрощения и самопожертвования. Хотя Диккенс и не был сторонником народной революции, но и в борьбе классов он стоял на стороне рабочих против буржуазии. Современная ему критика отметила антибуржуазную направленность романа.

Произведения Диккенса высоко ценили русские писатели А. Островский, И.Гончаров, В. Короленко, Ф.Достоевский. На русском языке издано 30-томное собрание его сочинений.

Чарльз Диккенс — одна из тех редких личностей, к которым приложимо слово гениальный. Ни один крупный европейский писатель не прошел мимо осмысления силы таланта Диккенса и его влияния. Уже первые его произведения возвестили о мировой славе писателя. О нем написано много книг, а в Лондоне и по сей день выходит журнал «Диккенсиана». Во многих странах существуют общества почитателей его таланта. И трудно представить современного подростка, незнакомого с книгами Диккенса, ибо биографии его героев входят в духовную жизнь человека уже в детстве.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!