Достоевский Федор Михайлович
(1821-1881) русский прозаик, публицист
Федор Михайлович Достоевский родился в семье врача Мариинской больницы для бедных, а мать его происходила из купеческого рода. Семья Достоевских жила в квартире, которая располагалась во флигеле больницы. Первые впечатления чуткого ребенка были связаны с болезнями, неустроенностью, нищетой, смертью людей.
Получив образование сначала в частных пансионах Москвы, Федор Достоевский продолжил учебу в петербургском Главном инженерном училище (1838—1843), которое закончил в звании военного инженера. Но он не испытывал никакого влечения к военной службе. Во время учебы в училище, помимо овладения специальными предметами, Достоевский много занимался самообразованием. Своими мыслями о литературе и о творческих планах он постоянно делился с братом. «Я в себе уверен, — писал он в одном из писем. — Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».
Выйдя через год в отставку, Федор Достоевский полностью посвятил свою жизнь литературе.
Литературная известность пришла к нему с первым художественным произведением — романом «Бедные люди» (1845), над которым он работал почти год. Этот роман открыл целый цикл повестей, посвященных жизни различных слоев населения Петербурга: «Двойник» (1846), «Господин Прохарчин» (1846), «Роман в девяти письмах» (1847), «Белые ночи» (1848), «Неточка Незванова» (1849) и др. В них писатель отразил то, что волновало людей того времени, — противоречия между мечтами и действительностью, идеалами и реальностью.
Во время революционного подъема в Европе и в России, Федор Достоевский становится участником кружка петрашевцев. О существовании этого общества становится известно правительству, и в апреле 1849 года по личному приказу Николая I все члены кружка были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. Их судили военным судом и приговорили к смертной казни. Только в последнюю минуту им сообщили окончательный приговор. Достоевский был осужден на четыре года каторжных работ и солдатчину.
В Семипалатинске им были написаны повести «Дядюшкин сон» (1859) и «Село Степанчиково и его обитатели» (1859), которые условно называют «сибирскими».
Новым в «сибирских повестях» было то, что они написаны более лаконично, в них чувствовалось стремление занимательно построить сюжет, осложнить его. Кроме этого, Федор Михайлович Достоевский впервые обратился к изображению русской провинции и русской деревни.
Только в 1859 году писателю было разрешено вернуться в Петербург. Он принимает активное участие в обсуждении политических и литературных вопросов современности.
Первое крупное произведение, опубликованное Достоевским после возвращения из Сибири, был роман «Униженные и оскорбленные» (1861). Сюжет романа построен на изображении трагической истории двух семей: бедного дворянина Ихменева и фабриканта-англичанина Смита, которые были разорены князем Валковским. Рассказывая о судьбе дочери Смита и его маленькой внучки Нелли, писатель печально замечает: «Это была... одна из тех мрачных и мучительных историй, которые так часто и неприметно, почта таинственно, сбываются под тяжелым петербургским небом, в темных, потаенных закоулках огромного города, среди взбалмошного кипения жизни, тупого эгоизма, сталкивающихся интересов, угрюмого разврата, сокровенных преступлений, среди всего этого кромешного ада бессмысленной и ненормальной жизни».
Писатель считает, что единственной защитой «униженных и оскорбленных» является любовь и сострадание, помощь друг другу. Федор Достоевский призывает к отстранению от несправедливой жизни, к уходу в замкнутый мир христианского учения о любви к ближнему.
Одновременно с этим романом писатель публикует «Записки из Мертвого дома» (1861—1862), которые были задуманы еще на каторге. Это книга очерков, каждый из которых логически завершен и воспринимается как нечто целое и завершенное. «Записки...» написаны от лица каторжника Александра Петровича Горянчикова, осужденного за убийство жены. Но очень скоро читатель понимал, что в характере рассказчика, его взглядах, рассуждениях проступали черты самого Достоевского. Писатель считал, что на каторге ему встретились лучшие представители народа. Горько и многозначительно заканчивается это произведение: «И сколько в этих стенах погребено напрасно молодости, сколько великих сил погибло здесь даром! Ведь надо уж все сказать: ведь этот народ необыкновенный был народ. Ведь это, может быть, и есть самый даровитый, самый сильный народ из всего народа нашего».
1864 год был для писателя очень трудным. После болезни умерла его жена Мария Дмитриевна, в том же году скончался брат Михаил Михайлович. Поэтому писателю пришлось взять на себя все заботы, связанные с деятельностью журнала «Эпоха», которым раньше руководил его брат. Но журнал успеха не имел, и Федор Достоевский в 1865 году закрыл это издание.
Чтобы поправить свое материальное положение, писателю пришлось заключить договор с книгоиздателем Ф.Т. Стелловским. Достоевский обязался до 1 ноября 1866 года написать новый роман, а в случае невыполнения своего обязательства он терял на девять лет право собственности на все свои сочинения.
За месяц до окончания срока писатель обратился за помощью к стенографистке и за 28 дней продиктовал ей роман «Игрок» (1866). А через некоторое время он сделал предложение своей стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной, и она стала его женой.
Продолжая тему «униженных и оскорбленных», Достоевский пишет новый роман — «Преступление и наказание» (1866). Это произведение не имело себе подобных ни в русской, ни в мировой литературе. «Перерыть все вопросы в этом романе» — именно такую задачу поставил перед собой писатель. Он пытался решить множество проблем, начиная с социальных и заканчивая философскими. В центре произведения — преступление, «идейное» убийство. А весь роман — «психологический отчет» этого преступления.
Главный герой Родион Раскольников, молодой человек, бывший студент, живущий в крайней бедности, создал теорию, разделяющую всех людей на разряды. «Люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово».
Отнеся себя к «высшему разряду», Раскольников решил проверить, сумеет ли он «переступить» черту, разделяющую людей на «низших» и «высших». Он убивает старуху-процентщицу Алену Ивановну и ее сестру Лизавету, чтобы на отнятые деньги осчастливить бедняков. Физически он убивает других, а духовно — себя. «Разве я старушку убил? Я себя убил, а не старушонку!» Возвышая себя над другими, Раскольников не может понять, что это идет вразрез с его желанием и стремлением делать добро, изменить жизнь человечества. Он мучается, в его сознании все время происходит напряженная борьба. В нем удивительно сочетаются гордость, озлобленность с мягкостью, добротой, отзывчивостью к чужим несчастьям. Муки совести привели его к тому, что он идет с повинной и отдает себя в руки правосудия.
В критических отзывах на этот роман отразились разные точки зрения. Дмитрий Иванович Писарев в статье «Борьба за жизнь» (1868) писал о том, что преступление Раскольникова является следствием нищеты, общественных условий, в которых жил герой. Критик считал, что «теория» Раскольникова не имеет ничего общего с революционно-демократическими идеями.
А Н.Н. Страхов в статье «Наша изящная словесность» (1867) видел главный смысл романа как раз в отражении этих идей. Основное достоинство романа критик видел в том, что автор исследовал истоки нигилизма как трагедии, как искажения души, которое обязательно сопровождается жестоким страданием.
Роман «Преступление и наказание» называют социально-философским, психологическим и идеологическим, потому что в основе конфликта — борьба одержимых идеями людей.
В период с 1867 по 1871 год, Федор Михайлович Достоевский находится за границей. В творчестве писателя в это время особое место занимает роман «Идиот» (1868). Главная мысль романа — отразить «положительно прекрасного человека. Труднее этого ничего нет на свете, а особенно теперь». Стремление создать «положительного героя» автор воплотил в образе князя Мышкина.
Князь Лев Николаевич Мышкин отличается от всех действующих лиц романа не только тем, что он с радостью воспринимает мир, что он умеет быть счастливым, а прежде всего тем, что он умеет любить, что он умеет распознавать в людях прекрасные душевные качества. Но ему очень трудно со своей открытой душой в этом обществе чужих, нелюбящих глаз, черствых и завистливых сердец. В таком обществе искренность даже неприлична. Призыв князя к добру, любви и состраданию к ближнему терпит неудачу. Не только Мышкин, но и теория христианской любви и согласия оказалась бессильной перед миром злобы, лицемерия, безумных страстей и власти денег.
Одной из основных тем романа является тема поруганной красоты, раскрытой в образе Настасьи Филипповны. Это один из самых обаятельных и привлекательных характеров в творчестве Достоевского. «С этакой красотой можно мир перевернуть», — говорит Аделаида Епанчина о Настасье Филипповне. Но красота не спасла мир, она погибла в этом жестоком мире.
Роман «Идиот» — одно из самых сложных произведений Федора Достоевского. Образ князя Мышкина превратился в образ больного и слабого человека, потому что автор доказал, что ни желания одного «вполне прекрасного» человека, ни идеальная красота не способны изменить существующую действительность.
После выхода романа «Идиот» у автора возникают новые замыслы. Но они остались неосуществленными. Некоторые темы задуманного были отражены в романах «Бесы» (1871—1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1879-1880).
По глубине поставленных вопросов, по значимости нарисованных образов роман «Братья Карамазовы» явился произведением, подводящим итог творчеству писателя. Автор писал, что «никогда ни на какое сочинение мое не смотрел я серьезнее, чем на это». Сначала была задумана серия романов, но написан был только первый, который «почти даже не роман, а лишь момент из первой юности героя» — «раннего человеколюбца» Алеши Карамазова.
По своему жанру это социально-психологический роман. В основе произведения — изображение одной семьи, в которой каждый воплощает собой определенную идею. Столкновение этих идей и определило действие романа. Все, что происходило в семействе Карамазовых, являлось своеобразным отражением того, что происходило в России и в мире. «Карамазовщина», считал Достоевский, — это русский вариант болезни европейского человечества, болезни цивилизации. А причины болезни заключались в том, что человечество утратило нравственные ценности, отреклось от духовных идеалов. Все это привело к равнодушию, одиночеству и ненависти к жизни.
Важная роль в романе отведена младшему из Карамазовых — Алеше. Федор Достоевский сделал его человеком нужным всем: Мите, Ивану, отцу, Грушеньке, детям. Любя людей, помогая им, Алеша приходит к выводу, что самое главное в жизни — это чувство любви и прощения. Обращаясь к детям в конце произведения, он призывает их быть всегда «добрыми, смелыми и честными».
Последним важным событием в жизни Федора Михайловича Достоевского была его «Речь о Пушкине», которую он произнес 8 июля 1880 года на торжественном заседании Общества любителей российской словесности, посвященном открытию памятника поэту в Москве. Он серьезно готовился к этому. Достоевский говорил не только о великом поэте, но и о том, что волновало многих людей того времени. Он выразил мысль о том, что Россия сможет указать другим народам путь ко всеобщему «братству» и «гармонии», который возможен при примирении всех слоев общества под воздействием христианского учения. Речь Достоевского произвела огромное впечатление. Ему был преподнесен огромный лавровый венок, и в ту же ночь писатель отправился к памятнику Пушкина и положил венок к ногам «своего великого учителя и поклонился ему до земли».
В конце 1879 года врачи нашли у Достоевского прогрессирующую болезнь легких, и утром 28 января 1881 года его не стало.
Всю свою жизнь писатель посвятил раскрытию тайны — тайны Человека. Он открыл много неизвестного, показал человека в самых разнообразных столкновениях с жизнью.
В. Шкловский справедливо считал, что «Федор Достоевский был одним из величайших открывателей мира. На это открытие и на выражение его в речах героев он потратил жизнь».
Добавить комментарий