Довженко Александр Петрович
(1894-1956) советский кинорежиссер
Довженко Александр Петрович родился в небольшом поселке Сосницы в Черниговской губернии. Там же он получил начальное образование, окончив с похвальным листом церковно-приходскую школу. Затем был принят в Глуховский учительский институт, по окончании которого в 1914 году становится народным учителем. Он преподавал физику, естествознание, географию, историю и даже гимнастику.
Однако Александр Довженко сам чувствовал, что знаний ему не хватает, и в 1917 году добился перевода в Киев. Одновременно с работой он начинает учиться в Киевском коммерческом институте и брать частные уроки рисования.
Но закончить образование Довженко не успел, поскольку в 1917 году после революционных событий был призван в армию и направлен в дивизию, которой командовал Николай Щорс. Целых три года будущий кинорежиссер провел на фронтах гражданской войны, а потом вернулся к прежней профессии учителя. Но снова ненадолго. Вскоре он уезжает в Германию, а затем в Польшу в составе украинской дипломатической миссии. Во время работы в Берлине, Александр Довженко возобновил занятия живописью.
После возвращения домой в 1923 году он переезжает в Харьков и начинает работать художником-иллюстратором в газете «Вести». В 1926 году Александр меняет свою профессию и вновь переезжает, на этот раз в Одессу, где начинает работать на киностудии.
Первой его пробой в кино становится легкая развлекательная комедия «Ягодка любви» (1926). Но уже в 1927 году Довженко выпускает свою вторую полнометражную картину — «Сумка дипкурьера», в которой впервые участвует и как актер.
В 1928 году он снимает фильм «Звенигора», а в следующем, 1929 году — знаменитую картину «Арсенал». В ней рассказывалось о восстании рабочих киевского завода. Картина привлекла всеобщее внимание филигранной операторской и режиссерской работой и сразу же была поставлена в один ряд с только что вышедшим фильмом С. Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин»».
В 1930 году на экраны нашей страны и многих других стран мира выходит картина Александра Довженко «Земля». Это была поэтическая и философская лента, в которой воспевался тяжелый крестьянский труд. Снятые крупные планом детали — руки трудящегося человека — явились отражением глубокого уважения художника к повседневному труду.
После успеха этой картины, Александр Довженко снимает фильмы «Иван» (1932) и «Аэрограф» (1935). Они посвящены важнейшим событиям современности — строительству Днепрогэса и города Комсомольска. Особенностью творчества Довженко стало то, что все исторические события, которые происходили на его глазах, он отражал через образы фольклора.
Используя понятные широкому зрителю представления народной культуры, он смог рассказать о глубоких психологических изменениях в связи со строительством нового общества. Россия резко и стремительно превращалась из аграрной страны в мощную индустриальную державу. Эти изменения Довженко и пытался передать, изображая динамику человеческих чувств.
Режиссер впервые применил сочетание крупных и мелких планов, монтаж игровых и документальных эпизодов. Все эти находки позволили превратить его следующую работу — полнометражную картину «Щорс» — в яркий документ времени. Впервые появился интересный, зрелищный фильм-биография. Он же явился и личным свидетельством, поскольку Довженко передал в нем свои собственные впечатления и переживания времен гражданской войны. В картине ярко раскрылся его талант как мастера романтического кинематографа.
После успеха «Щорса», Александр Петрович Довженко перешел к исторической теме: начал писать сценарий фильма о запорожских казаках, а затем стал готовиться к съемкам фильма «Тарас Бульба» по повести Николая Гоголя. Однако его работе помешала война.
Александр Довженко ушел на фронт, чтобы вновь стать свидетелем и летописцем важнейших событий в истории своей страны. В годы войны он снял два документальных фильма — «Битва за Советскую Украину» и «Победа на Правобережной Украине». В них Довженко выступает не только как режиссер, но и как оператор. Он создает яркий, динамичный рассказ о всенародной борьбе с врагом и после выхода на экраны этих картин получает боевую награду — орден Боевого Красного Знамени.
В это время, Александр Петрович Довженко начинает преподавать во ВГИКе. Из его мастерской вышли многие талантливые режиссеры, например Джемма Фирсова и Элем Климов.
После войны он успел снять только один фильм — «Мичурин», который вышел на экраны в 1949 году. Режиссер скоропостижно умер, не успев начать съемки своей следующей картины — «Поэма о море», которую считал главным делом своей жизни. В ней он хотел рассказать о преобразовании природы и об ответственности людей за происходящее вокруг них. Таким был и сам художник — он внимательно всматривался в окружавший его мир и стремился стать его летописцем.
После смерти Александра Довженко работу над фильмом завершила его жена Юлия Солнцева, в прошлом выдающаяся актриса немого кино, известная по фильмам «Аэлита», «Папиросница из Моссельпрома».
Позже Солнцева осуществила постановку еще двух картин по сценариям, написанным Довженко, сняв фильм «Повесть пламенных лет» и философскую ленту «Зачарованная Десна». В последней картине она поэтично и ярко рассказала о детстве и юности Александра Петровича Довженко.
Добавить комментарий