Драйзер, Теодор
(1871-1945) крупнейший американский писатель и общественный деятель
Теодор Драйзер родился на Среднем Западе в семье разорившегося мелкого предпринимателя, эмигранта из Германии. Мать — славянского происхождения, из моравских крестьян. Из-за бедности Теодор рано начал самостоятельную трудовую жизнь, в 16 лет уехав в Чикаго на заработки. С большим трудом добился места репортера чикагской газеты. В 1897 г. появились его первые рассказы и очерки. В 1898 г. Теодор Драйзер поступил в Индианский университет, но проучился только год из-за отсутствия средств. Переходя из газеты в газету, он работал в разных крупнейших промышленных центрах — Чикаго, Сент-Луисе, Толедо, Кливленде, Буффало, Питтсбурге. С 1894 г. Теодор Драйзер надолго поселяется в Нью-Йорке.
Основные темы творчества Теодора Драйзера намечены уже в его первом романе — «Сестра Керри» (1900), который открыл новую страницу в американской литературе. Роман обстоятельно и неторопливо рассказывает историю простой американской девушки Каролины Мибер, дочери бедных фермеров. Приехав в Чикаго, она после многих испытаний становится знаменитой актрисой. Но успех ее куплен ценой унижений и компромиссов с собственной совестью и потому безрадостен. Огромный капиталистический город разрушает ее патриархальную мораль, губит ее чистоту, делает ее эгоистичной. Каролина рвется к успеху, переступая через гибель своего возлюбленного Герствуда. Завоевав материальный успех, она не нашла счастья. Стремясь угодить публике, она губит свой талант.
Драйзер развенчал легенду о великих американских возможностях, о материальном успехе как основе счастья, гуманистически раскрыл характер «маленького человека». Роман вызвал бурю негодования критики, обвинившей произведение в безнравственности. Причина же была одна: он разоблачал «американский образ жизни», а не воспевал «американские возможности».
Непрочность, эфемерность успеха, ненадежность человеческого благоденствия в условиях беспощадной конкуренции, отчаянной борьбы за существование подчеркивается горестной судьбой Герствуда. Драйзер включает описание массовой безработицы, разразившейся в Нью-Йорке и поднявшей рабочих на отчаянную борьбу за хлеб.
Теодор Драйзер — мастер композиции, глубокого психологического анализа, всестороннего, аналитического описания среды и характеров. Книга построена как роман-биография, но включает грозные социальные проблемы Америки.
Роман был запрещен, тираж законсервирован в подвалах издательства. Теодор Драйзер голодал, даже подумывал о самоубийстве. Но он выдержал борьбу за право писать правду о своей стране.
После издания в 1904 г. романа «Сестра Керри» в Лондоне он был опубликован в США (1907). А через четыре года романом «Дженни Герхардт» Драйзер показал, что он не отступил с избранного пути. На материале банального сюжета о любви миллионера к горничной он создает социально-психологический роман, исполненный трагизма и глубоких обобщений. С большим сочувствием и симпатией рисует Теодор Драйзер семью бедняков Герхардтов. Совсем иные нравственные принципы главенствуют в семье капиталиста Арчибальда Кейна, который заставляет своего сына Лестера покинуть любимую женщину, потому что она дочь рабочего. Это мораль «большого бизнеса». Потеря денег здесь расценивается как большее несчастье, чем потеря близкого человека.
С огромной любовью и нежностью Драйзером нарисован образ Дженни, способной на великие жертвы ради семьи и любимого. Но сын миллионера не выдерживает проверки трудностями и женится под угрозой лишения отцовского наследства на вдове миллионера, покинув Дженни после 8 лет их счастливой жизни. Потеряв все: отца, мать, дочь Весту, Лестера, Дженни не теряет душевной стойкости и берет на воспитание двух детей-сирот, посвятив им остаток жизни. Образом Дженни, наделенной душевным величием и нравственной силой, ТеодорДрайзер выразил веру в огромные потенциальные силы народа.
Если в первых двух романах власть денег показана на материале частной жизни американцев, то в огромной эпической трилогии, названной «Трилогией желания», Драйзер показал неизбежность социально-экономических процессов, происходивших в Америке, проник в «кухню бизнеса», показал капитал «за работой». В трех романах — «Финансист» (1912), «Титан» (1914), «Стоик» (вышел посмертно в 1947 г.) — Драйзер показывает путь к богатству и власти американского дельца Фрэнка Кауиервуда, воплотившего черты монополистического хищника. Писатель исследует исторический процесс, в результате которого американский капитал перерастает в империализм. В 60—70-х гг., в период расцвета биржевых спекуляций, сын банковского служащего превращается в финансиста. В 80-е годы стремительно растут тресты и синдикаты, богатеют монополии. Действие происходит в Чикаго, крупнейшем монополистическом городе, где Каупервуд становится транспортным магнатом. В «Стоике» он уже стоит во главе политики внедрения американского капитала в промышленность других стран. Обращаясь к материалу недавнего прошлого Америки, Теодор Драйзер раскрывал истоки богатства династий миллиардеров — Моргана, Рокфеллера, Вандербильта.
Все в жизни Каупервуд подчинил одной страсти — личному обогащению. В погоне за властью и богатством главный герой не раз терпит поражение, разоряется и даже попадает в тюрьму. Выйдя оттуда, он возвращается к мошенническим махинациям, используя в своих интересах крах «финансового пирата» Джея Кука. В Чикаго он быстро ориентируется в иерархии власти. И Каупервуд умело прибирает к рукам транспорт города, вступив в сговор с всесильным боссом Чикаго Мак-Кенти. Драйзер блистательно ориентируется в политической и экономической жизни Америки. Так, писатель помимо портрета Мак-Кенти, характера и его личной жизни указывает на причины, породившие этот тип: «Уже в молодости с чем только не пришлось познакомиться Мак-Кенти: с воровством, мошенничеством — во время голосования с продажей голосов, с грубой властью политиканов... с жестокой эксплуатацией, — со всем тем, что составляло и составляет борьбу политиканов в Америке в пользу той или иной финансовой группы».
Еще более могущественный враг на пути Каупервуда — народное, антимонополистическое движение. Этот конфликт — кульминация романа «Титан». В этом конфликте Каупервуд терпит поражение: в страхе перед народом муни-ципалитет отклоняет законопроект, выдвинутый в пользу Каупервуда.
«Трилогия желаний» — серьезные социальные романы; но Теодор Драйзер сумел увлечь читателя драматизмом событий, своим вдохновением, особенно во второй книге, когда стиль его становится более совершенным. Богатства Каупервуда, наворованные им у прошлых грабителей, в результате тяжб переходят к новым грабителям, и после смерти Каупервуда ничего не остается городу, хотя он завещал Нью-Йорку картинную галерею и больницу для бедных. Все идет с молотка, чтобы расплатиться с истцами. Каупервуд ушел из жизни, не оставив после себя ничего.
Новый роман «Гений» (1915), ставил тему гибели таланта в буржуазном обществе. Началась новая травля писателя. Только в 1923 г. Драйзер добился опубликования романа.
На взгляды Драйзера в первый период творчества оказала влияние пессимистическая философия Спенсера, по которой ни при каком общественном строе человек не может быть счастлив, ибо в природе существует вечный закон угнетения слабых сильными.
Теодор Драйзер положительно воспринял весть об Октябрьской революции в России, наблюдал за успехами социалистического строительства, а в 1945 г. на 74-ом году жизни вступил в ряды компартии.
В 20-е годы в мировоззрении Драйзера нарастают оптимистические настроения, отразившиеся в сборнике философ -скосоциологических статей и сборнике рассказов. Человек, по его мнению, должен бросить вызов судьбе и преодолеть преграды на пути к счастью. Писатель обратился к рассказам, потому что ему хотелось рассказать о мире так много, что надо было спешить. Это сжатые до предела повести и романы.
Но все же Драйзера тянуло к большим социальным полотнам. Подобно Данте, он хотел изобразить ад и чистилище американского бытия.
Замысел был воплощен в новом романе Теодора Драйзера «Американская трагедия» — одном из лучших романов американской литературы. Сын бедных родителей, уличных проповедников, Клайд Гриффите под воздействием кричащей рекламы и газет, превозносящих «равные возможности для всех», превращается в эгоистичного и жестокого юнца, который даже собственной матери в минуту, тяжелую для семьи, не дает денег и тратит их на увеселительную прогулку. Город, с его контрастами богатства и бедности, разжигает в Клайде страсть к роскоши и богатству, в погоне за которым он губит любящую его девушку, Роберту, и себя. Он «устраняет» Роберту, которая ждет от него ребенка, чтобы жениться на дочери богача, и попадает на электрический стул. Роман и осуждает героя, и сострадает ему — сбитому с толку и одураченному фальшивыми идеалами.
В 1927 г. Теодор Драйзер побывал в Советском Союзе и написал книгу «Драйзер смотрит на Россию». Затем он пишет двухтомный сборник «Галерея женщин» (1929). На фоне безрадостных женских судеб писатель в новеллах «Оливия Бранд» и «Эрнита» сближает героинь с вождями рабочего и социалистического движения Америки.
В 1931 г. по призыву бастующих горняков Драйзер отправляется в г. Горлан, штат Кентукки, и видит дикие картины расправы правительства с восставшими горняками. Он пишет гневную документальную книгу «Говорят горняки Горлана», затем «Трагическая Америка» (1931). С помощью массы фактов он развенчивает миф об Америке как стране демократии и свободы. Теодор Драйзер видит безумие в самой экономической системе страны.
В 1938 г. писатель едет в Испанию, где идут сражения республиканских интербригад, и в своих выступлениях клеймит Англию и Америку как пособников фашизма. На втором Всемирном конгрессе деятелей культуры в Париже (1938) его избирают председателем, и он произносит речь о миссии писателя как глашатая правды и защитника народных интересов.
Во время Второй мировой войны Теодор Драйзер ездил по США и призывал к открытию второго фронта. В последние годы он работал над окончанием романов «Оплот» и «Стоик».
Добавить комментарий