Дункан, Айседора
(1877-1927) американская танцовщица и педагог
Пожалуй, об этой женщине можно сказать словами Пушкина: «Вся жизнь моя была залогом свиданья верного с тобой». В памяти многих она осталась как возлюбленная С. Есенина. А ведь у нее была своя, не менее драматичная и сложная жизнь.
Отец оставил семью, когда дети были еще маленькими, и, хотя сестры Дункан получили неплохое образование, им рано пришлось самим зарабатывать себе на жизнь. Позже Айседора с иронией говорила, что ее отец несколько раз богател и столько же раз разорялся.
В семье было четверо детей, и все они посвятили себя искусству. Первой начала создавать свою школу Элизабет. Идея создания своего танца у Айседоры возникла постепенно. Вначале она просто хотела танцевать под музыку. Ее привлекает музыка Э.Новина, и она составляет танцы для его «Нарцисса», «Офелии» и «Водяных нимф». Позже Дункан будет использовать музыку Бетховена, Глюка, Шопена, Чайковского. Она дебютировала на сцене в 1899 году, но так и не смогла найти постоянной работы в Америке. Не желая растрачивать свой талант в кабаре и в театрах на второстепенных ролях, она переезжает с матерью и братом в Европу. Дункан пробует выступать на вечерах артистов, художников, считая, что только тут может проявить себя как художник. Однако постепенно круг ее зрителей расширяется, и по рекомендации некоторых своих покровителей она начинает готовить большие танцевальные программы. Вскоре Дункан подписывает контракт и начинает выступать с концертами в разных городах Европы.
Одновременно она начала преподавать искусство танца в частных школах сначала в Германии, а затем и во Франции. В 1904 году Дункан открыла собственную школу поблизости от Берлина, а в 1914 году, с началом Первой мировой войны, переехала в Париж.
Свои впечатления об искусстве танца она выразила в специальной лекции. Дункан считала, что главное качество танца — максимальная раскрепощенность исполнителя. Вот почему она отказалась от традиционной балетной обуви и танцевала только босиком или в сандалиях. Главное же качество танцовщика, по ее мнению, умение владеть своим телом. Только в этом случае придет и красота, и выразительность.
Идеалом Дункан служили древнегреческие фрески, вазопись и скульптура. Актриса обладала большим талантом пантомимы и была прекрасным импровизатором. Традиционный балетный костюм она заменила легкой греческой туникой и танцевала без обуви. Отсюда и возникло название «танец босоножек». Пластика Дункан состояла из элементов ходьбы, бега на полупальцах, легких прыжков, выразительных жестов.
Творческое кредо танцовщицы определяют два начала — жизнь и любовь. Воспринимая театр как искусство раскрепощения личности, она отстаивает право женщины любить и иметь детей по своему желанию, не вступая в брак. У нее рождается двое детей — Дэрдри и Патрик. Отец девочки — известный художник-дизайнер Эдвард Гордон, с которым Айседора добровольно рассталась, чтобы каждый мог служить своему делу.
Второй сын был рожден от П.Зингера, известного миллионера, наследника изобретателя швейной машины. В своих записях Дункан даже называла его Лоэнгрином, героем оперы Р.Вагнера. Оба ребенка Дункан трагически погибли в автомобильной катастрофе в 1913 году. Некоторые считали, что их убили по приказанию одного из конкурентов отца Патрика, П.Зингера.
Первая встреча Дункан с Россией состоялась в годы первой русской революции, затем она приезжала сюда неоднократно, пытаясь организовать танцевальную школу при Малом Художественном театре и обучить искусству своего танца актеров императорских театров. Тогда же она встречалась с К.Станиславским и А.Павловой, чье искусство взволновало и очаровало ее. Именно тогда ею овладели идеи революционного изменения стилистики танца, и Айседора Дункан даже подготовила несколько танцев, отразив в них революционный пафос времени. Современники еще долго вспоминали ее танец «Марсельеза».
В 1921 году по приглашению наркома просвещения А.В.Луначарского Дункан снова приезжает в Россию, чтобы организовать здесь школу, подобную тем, которые она уже создала в Европе. Дункан надеялась, что ее русские ученицы не будут заниматься танцами только ради обогащения, и мечтала с их помощью сделать свой новый танец популярным.
Во время посещения одного из московских кафе она встретилась с Сергеем Есениным. Айседору охватило желание любить, как будто этим чувством она хотела заслониться от мира и забыть о трагической гибели своих детей.
Любопытно сравнить мнение о ней сразу нескольких людей. Один из поэтов и приятелей Есенина А.Мариенгоф оценил ее весьма скептически и недружелюбно: «Есенин пленился не Айседорой Дункан, а ее мировой славой. Он и женился на ее славе, а не на этой — пожилой, отяжелевшей, но еще красивой женщине с искусно окрашенными волосами — в темно-красный цвет». Не менее резок и отзыв Горького: по его мнению, это была дама «пожилая, отяжелевшая, с красным, некрасивым лицом».
Правда, можно увидеть Айседору чисто по-женски и несколько иначе, такой, какой ее запомнила А.Миклашевская, актриса Камерного театра, которой Есенин посвятил свой знаменитый цикл стихотворений «Любовь хулигана» и которая стала счастливой соперницей Айседоры: «Я впервые увидела Дункан близко: это была очень крупная женщина, хорошо сохранившаяся... Своим неестественно театральным видом она поразила меня. На ней был прозрачный хитон с золотыми кружевами, опоясанный золотым шнуром с золотыми же листьями, на ногах — золотые сандалии и кружевные чулки. Не женщина, а какой-то театральный король».
Вероятно, Дункан хотела любить не только сама, но также найти любовь и понимание со стороны Есенина, обрести вместе с ним маленькое личное счастье. В ее отношении к Есенину уже чувствовалась «трагическая алчность последнего чувства», как заметила однажды поэтесса Н.Крандиевс-кая, вторая жена А.Толстого. Но они с Есениным были совершенно разными.
И дело не только в том, что Исидора — так называл ее Есенин — свободно говорила по-английски, по-французски, по-немецки, а Есенин только по-русски и что они выросли в совершенно разной общественной и культурной среде. Обратимся вновь к словам Мариенгофа: «Есенин был любимым, Изадора — любящей. Есенин, как актер, подставлял щеку, а она целовала».
Они пробыли мужем и женой всего полтора года и расстались. После смерти Есенина Айседора даже пыталась покончить с собой, но ее спасли. В 1924 году она навсегда уехала из СССР. После ее отъезда школой, которая просуществовала до 1949 года, руководила приемная дочь балерины Ирма.
Необычайную пластичность Дункан пробовали запечатлеть многие художники. Благодаря Л.Баксту сохранилось изображение ее великолепной шеи. В танце с В.Нижинским ее пробовал запечатлеть О.Роден, который сделал множество набросков.
Легендами овеяна и трагическая гибель Айседоры в сентябре 1927 года. Она любила носить длинные прозрачные шали, которые обматывала вокруг шеи. Однажды, когда она собиралась сесть в машину, конец шали попал под колесо и, запутавшись в спицах, сдавил горло Дункан. Крепкая ткань переломила позвоночник и разорвала сонную артерию. Смерть наступила мгновенно.
Хотя Дункан не создала профессиональной танцевальной системы, ее поиски обогатили не только женский, но и мужской танец. Искусство великой танцовщицы оказало влияние на современное хореографическое искусство, на творчество русских балетмейстеров М.Фокина, А.Горского, К.Го-лейзовского. Идеи Дункан вдохновили Фокина на создание так называемого «непрерывного танца». Не забыто творчество Айседоры Дункан и на ее родине, в Америке. Поклонники когда-то знаменитой балерины, среди которых были известные танцоры Рут Сен-Дени и Тед Шон, создали в память Айседоры импровизационную технику танца.
Добавить комментарий