Дюрер, Альбрехт
(1471-1528) немецкий художник
Роль Альбрехта Дюрера в истории не только немецкого, но и мирового искусства настолько велика, что искусствоведы с полным правом называют конец XV и первую половину XVI веков «эпохой Дюрера». Он стал одним из первых в европейской культуре мастеров, чье искусство вышло за пределы одной страны.
Художник родился в Нюрнберге в семье, где все занимались искусством. Его отец, Альбрехт Дюрер старший, был известным в городе ювелиром и гравером. По национальности он был венгром и приехал в Нидерланды только в 1455 году.
Альбрехт был самым младшим ребенком из его восемнадцати детей. Первым учителем мальчика, как и его старших братьев, стал отец. В его мастерской дети обучались рисунку и ювелирному делу.
Только в 1486 году, когда Альбрехту исполнилось пятнадцать лет, отец отдал его для продолжения образования к своему знакомому — известному голландскому ювелиру и художнику Михаэлю Вольгемуту. В доме Вольгемута впервые заметили рисовальный талант юноши. Уже через год он становится основным рисовальщиком эскизов для гравировки различных изделий, изготовлявшихся в ювелирной мастерской. У Вольгемута Дюрер выполнил свою первую значительную работу — изготовил цикл иллюстраций к Нюрнбергской хронике Гартмана Шеделя.
Вольгемут не только обучал Альбрехта Дюрера ремеслу, но и занимался с ним историей искусств. В его доме часто бывали голландские приезжие художники и музыканты, среди которых было много итальянцев. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, закончив обучение в мастерской Вольгемута, Дюрер отправился в путешествие именно в Италию. В то время такое путешествие входило в программу обязательного обучения ремесленника. Правда, волей обстоятельств Альбрехт Дюрер так и не добрался до этой страны.
Первые годы странствий художник посвятил городам Германии. Он побывал во Франкфурте-на-Майне, в Май-нце и, наконец, прибыл в Кольмар, где работал известный график и художник М.Шонгауэр. Но тот неожиданно умер, и Альбрехт Дюрер не осуществил свою мечту. Он все же поработал в его мастерской (правда, всего два месяца), чтобы ознакомиться с тонкостями гравировальной техники. Затем он отправился в швейцарский город Базель, который в то время был одним из центров европейского книгопечатания. Там он прожил более года и даже посещал лекции в местном университете. В то время там преподавал известный немецкий писатель С.Брант, автор знаменитой книги «Корабль дураков».
В Базеле Альбрехт Дюрер выпустил только одну книгу с собственными иллюстрациями, ею стал сборник писем святого Иеро-нима. Возможно, причина заключалась в том, что сложные гравюры Дюрера оказались не по плечу местным резчикам.
Осенью 1493 года он отправился в Страсбург, откуда вскоре вернулся на родину. Почти сразу после прибытия в Нюрнберг он женился на дочери одного из местных ремесленников Агнес Фрей. Получив от отца причитающуюся ему долю наследства, Дюрер наконец смог осуществить давно задуманную мечту: он открывает собственную художественную мастерскую, где начинает выполнять заказы на гравюры для оформления книг, а также композиции для резчиков по камню.
По-видимому, на первых порах его дела шли не очень хорошо. Уже через год художник оставляет хозяйкой в мастерской молодую жену, ставшую к тому времени его полноправной помощницей, и отправляется в Венецию. Жизнь в одном из крупнейших центров европейской культуры буквально ошеломила Альбрехта Дюрера. Он много рисует прямо на улицах, но основное время проводит в общении с художниками. Особенно Дюрер сдружился с известным итальянским мастером Дж.Беллини. Огромное впечатление на художника произвели картины и других итальянских мастеров — Я.Беллини, а также А.Мантеньи. Под их влиянием он увлекся рисованием обнаженного человеческого тела. Первым из немецких художников он начал работать с обнаженной натурой.
После зимы Альбрехт Дюрер возвращается в Нюрнберг. Теперь он уже имеет репутацию известного художника, поэтому не только получает заказы, но и открывает собственную школу.
Дюрер решил построить обучение по итальянской методике. Много времени он уделяет рисунку, а также сложной технике гравюры на металле. Она позволяла изготовлять доски, которые прямо отправлялись в типографию и использовались граверами.
Альбрехт Дюрер реформировал и саму тематику гравюр: он впервые обратился к образам античной мифологии, показав в своих произведениях обнаженных персонажей. Это новшество привлекло к листам Дюрера большое количество покупателей, и уже за первый год художник выпустил целую серию больших аллегорических картин.
Одновременно он начал работу над иллюстрациями к Священному писанию. В 1498 году Дюрер выпустил свою лучшую книгу — иллюстрированный Апокалипсис. Она до сих пор считается непревзойденным шедевром полиграфического искусства.
За Апокалипсисом последовала еще одна серия гравюр, «Жизнь Марии», в которой Дюрер дал собственную трактовку жития пресвятой Богородицы. Кроме гравюр мастер много занимался живописью. Как и многие другие художники того времени, он начал с портретов. Самой интересной его работой является автопортрет, где, вопреки устоявшемуся типу подобных картин, художник изобразил себя в образе Адама.
Вообще Альбрехт Дюрер любил изображать себя в самых разных костюмах и позах. Так, на одной из картин он предстает в пышном костюме знатного дворянина. Любопытно, что на каждом портрете художник оставлял пространную надпись, подтверждавшую точное соответствие облика портретируемого.
Кроме того, Дюрер выполнял и множество заказных работ. Прежде всего он писал картины для храмов. Обычно Альбрехт Дюрер сам оформлял весь храм. Для этого он продумывал не только сюжеты картин, но и резные рамы, в соответствии с традицией убранства протестантской церкви. Так, по заказу богатой немецкой семьи Баумгартнеров мастер сделал серию алтарных картин, на которых запечатлел своих заказчиков, одного из них в образе святого Георгия, а другого — святого Евстафия. Этот прием Дюрер, конечно, заимствовал у итальянских мастеров.
В 1505 году он вновь прерывает работу в своей мастерской и отправляется в Венецию. Причиной его поездки было появление в итальянских городах поддельных гравюр с монограммой Альбрехта Дюрера. Кроме того, художник надеялся, что в Венеции он получит новые заказы.
Действительно, прибыв в Венецию, Дюрер получает выгодное предложение. Дело в том, что руководители немецкой колонии в этом городе решили поручить мастеру ответственный заказ — изготовление алтарных картин для местной церкви. Вероятно, столь ответственный заказ помог ему получить итальянский художник Дж. Беллини. С ним Альбрехта Дюрера связывали дружеские отношения еще со времени предыдущего приезда.
Буквально каждый день жизни в Венеции был у Дюрера полностью занят работой. Художник создает картины, много рисует на улицах и с натуры, его мастерская становится настоящим художественным салоном. В одном из писем он сообщает, что его навестил даже венецианский дож, пожелавший осмотреть картины известного художника.
Из Венеции Дюрер совершил путешествие в итальянский город Болонью, чтобы осмотреть памятники местной архитектуры. В 1507 году он возвращается в Нюрнберг и вновь приступает к работе и обучению своих учеников.
Казалось, распорядок его жизни установился. Он много работает, его известность растет. В феврале 1512 года его мастерскую посетил император Максимилиан, который хотел сделать Альбрехта Дюрера своим придворным художником. Для императора он выполняет беспрецедентный даже для нашего времени заказ, изготовив самую большую из известных гравюр, размером 3,5 на 3 метра.
Чтобы изготовить ее, художник использовал 192 доски. Это произведение до сих пор поражает зрителя тщательностью проработки деталей и продуманностью композиции. Как и большинство художников его времени, Дюрер постоянно привлекал к работе своих помощников из числа самых талантливых учеников.
В 1513 году мастер принимает участие в очень интересном издании. По указу императора было отпечатано несколько экземпляров молитвенника, рисунки к которому сделали крупнейшие немецкие художники. Кроме творчества Альбрехта Дюрера, там были работы Б.Грюна и Л.Кранаха.
Однако работа у императора оказалась недолгой. В 1519 году Максимилиан умирает, Дюрер лишается ренты и в поисках заказов отправляется в новое путешествие — в Нидерланды. На этот раз он впервые уезжает в путешествие вместе с женой.
Как и в прошлых поездках, Дюрер много ездит по стране, делает многочисленные зарисовки. Но получить постоянную работу ему так и не удалось. Поэтому через год бесплодных поисков художник вновь возвращается в Нюрнберг.
Теперь он сочетает преподавание с заказными работами и выпуском различных изданий, а чтобы передать накопленные знания будущим художникам, впервые берется за перо и пишет несколько книг, посвященных тем или иным проблемам живописи.
Основным же его литературным трудом стало фундаментальное издание «Четыре книги о пропорциях человека». По замыслу автора, они должны были стать своеобразным введением к задуманной им энциклопедии художника. Однако осуществить этот грандиозный замысел Дюрер уже не успел. 6 апреля 1528 года художник умер после тяжелой болезни.
Но основанные им мастерская и школа продолжали работать. Благодаря стараниям вдовы и его учеников художника она просуществовала еще много лет. И сегодня можно купить оттиск с доски, сделанной Дюрером.
Добавить комментарий