Джойс, Джеймс Августин Алоизиус
(1882-1941) ирландский романист, новеллист, поэт
Имя Джеймса Джойса заняло видное место в галерее писателей XX в. Он был крупнейшим художником-реалистом и одновременно классиком европейского модернизма. Разрушив традиционное представление о романе, он создал принципиально иную структуру произведения, основанную на сложном контрапункте разных речевых потоков. Писателя также называют главным мифологом своего времени, представившим своеобразную модель мира, отраженную через сознание индивидуума. Влияние Джойса испытали на себе практически все ведущие писатели Америки и Европы.
Он был старшим сыном в семье служащего налогового управления. Джойс родился в предместье Дублина Ратгаре и вырос в бедности. Ситуация в семье была непростой: мальчику приходилось постоянно находиться в атмосфере непрекращающихся споров между родителями. Отец-протестант отличался крайностью суждений, мать была яростной католичной и не разделяла отступлений мужа от веры. Она хотела, чтобы Джеймс получил прежде всего религиозное образование. Поэтому мальчика определили в иезуитскую школу, где он изучал языки, философию, историю, литературу. Получив основательное гуманитарное образование, Джойс смог поступить в столичный католический университет. Там он продолжил изучать философию и одновременно избрал в качестве специализации новые языки. Его лингвистические способности были поистине уникальны. К концу жизни он владел двадцатью двумя языками, в том числе русским. Во время учебы будущему писателю пришлось совмещать занятия в университете с постоянными подработками: он писал рецензии на книги и театральные постановки, а также работал частным учителем.
В университете Джойс попробовал создать свои оригинальные произведения. Летом 1900 г. он написал пьесу «Блестящая карьера». Ее рукопись не сохранилась, но известно, что Джойс в то время находился под явным влиянием Г.Ибсена и Г. Гауптмана. Пьесы последнего он перевел на английский язык.
Тогда же писатель начал работать над романом «Герой Стивен», но вскоре прекратил работу, почувствовав, что еще не готов к созданию эпического произведения. Роман будет завершен только в 1944 году. Переработанные автобиографические материалы станут основой «Портрета художника в юности» (1916).
Тем не менее Джойс твердо решил посвятить себя литературной деятельности. Одновременно он определил свое отношение к сложившемуся в стране движению Ирландского Литературного Возрождения. В отличие от многих, Джойс выступал против сепаратистских настроений, он считал, что культура Ирландии не может развиваться как без опоры на ее историческое прошлое, так и вне связи с европейской культурой. Он остался патриотом, пишущим о родной стране, но с 1902 года жил за пределами Ирландии, лишь на короткое время приезжая на родину.
В течение года он живет в Париже, где знакомится с новыми явлениями европейской литературы, в частности, с романом Э. Дюжардена «Лавры сорваны» (1888), благодаря Джойсу вошедшего в историю литературы. Джойс отметил Дюжардена, как писателя у которого заимствовал прием «потока сознания». Открывателя метода — Толстого — он высоко ценил, но отрицал его влияние, искусно маскируя все возможные параллели.
В 1903 г. Джойс вернулся домой в связи со смертью матери. Летом 1904 года он познакомился с горничной Норой Барнакл и в следующем году уехал с ней в Триест, чтобы преподавать английский в школе Берлица. Вскоре у них родилось двое детей.
Дата встречи писателя и его возлюбленной, 16 июня, отмечается поклонниками Джойса как «День Блума». Именно в этот день герой главного произведения писателя — романа «Улисс» — совершает свою знаменитую «одиссею» по Дублину.
В Триесте Джойс опубликовал свой первый сборник стихов «Камерная музыка» (1907), который состоял из 36 любовных стихотворений, написанных под явным влиянием лирических поэтов XIX в. Второй сборник стихов «Пенни за штуку» вышел в 1927 г., а «Избранные стихотворения» — в 1939 г.
Джойс оказался универсальным автором, работавшим сразу в нескольких направлениях. Он пробовал себя и в драматургии, но его произведения с трудом находили дорогу к зрителям. Возможно, сказывался особый подход писателя, который видел в драме более широкие возможности. Это «взаимодействие страстей, борьба, развитие, движение в любом направлении».
Фактически Джойс писал драмы как прозаические произведения, передавая «водоворот вечно существовавших человеческих надежд, желаний и ненависти». В России подобные разновидности «драмы для чтения» и «драмы для постановки» существовали с начала XX в. Но в европейской сценографии требовались более динамичные произведения: ведь жизнь драмы на сцене определялась прежде всего ее кассовыми сборами.
В статье «День толпы» Джойс утверждает право творческой личности на полную свободу и изоляцию от общества ради служения искусству. В своей практической деятельности писатель и пытался создать совершенные эстетические формы, в которых содержание имеет второстепенное значение. Он хотел доставлять своему читателю прежде всего эстетическое удовольствие. Джойс также устанавливает движение творчества любого автора, он полагает, что оно идентично общему развитию искусства от более простых видов к сложным — от лирики к драме. Сам писатель вначале опубликовал сборник стихов, а завершил свое творчество книгой «Поминки по Финнегану», которая задумывалась, как и «Улисс», в форме драмы.
Прозаическое творчество Джойса началось с публикации «Дублинцев» — книги, состоящей из пятнадцати коротких рассказов. Она вышла благодаря помощи американского поэта Эзры Паунда. Из-за откровенного описания сексуальных сцен Джойсу поначалу отказывали все издатели, хотя в произведении в основном изображены безнадежные будни простых дублинских жителей.
Ключевым словом, помогающим прояснить содержание книги, становится «епифания» — преображение. Джойс пишет о возможности духовного прозрения человека, что помогает ему понять смысл происходящего. Моменты познания, специфика восприятия окружающего мира теперь подробно исследуются практически во всех произведениях писателя.
«Портрет художника в юности» обычно воспринимается как автопсихологический роман. Хотя герой произведения Стивен Дедалус является вымышленным персонажем, писатель фактически повествует о самом себе, о пути художника, который призван создать новаторское произведение. Поэтому автор и использует классическую схему биографического повествования, постепенно рассматривая разные этапы жизни своего героя. В произведении намечены основные проблемы, которые Джойс станет решать в своих следующих книгах. Поэтому «Портрет художника в юности» рассматривается как переходное произведение' писателя.
Во время Первой мировой войны Джойс покинул Триест и вместе с семьей на четыре года переехал в Цюрих. Там он жил за счет средств, получаемых от Королевского литературного фонда, поэтому мог полностью сосредоточиться на творчестве. В 1920 г. вместе с Норой и двумя детьми он переехал в Париж, где в 1922 году вышел главный роман писателя — «Улисс». Его издала влиятельная меценатка Сильвия Бич. Несмотря на небольшой тираж, всего в 1000 экземпляров, книга принесла Джойсу не просто известность, но общеевропейскую славу.
Вместе с тем, как часто бывает, судьба произведения сложилась драматически. В Англии роман печатался в журнале «Литтл ревю», но после выхода первых глав журнал был закрыт, а издатель был обвинен в публикации непристойных текстов. Отправленные в Англию экземпляры парижского издания были задержаны на таможне; другая часть тиража, отправленная в Америку, была сожжена по распоряжению почтового начальства.
Многие переводчики отказывались переводить роман Джойса, поскольку считали, что сделать это невозможно. Отметим, что уже в 1935 г. роман, правда не полностью, вышел и в русском переводе в издаваемом М. Горьким журнале «Интернациональная литература». Первое издание без купюр стало доступно публике только в 1958 году.
Подобное отношение было обусловлено необычной формой романа, представляющего собой многоплановое произведение с многочисленными сюжетными линиями, мифологическими и историческими аллюзиями. Джойс назвал его «эпосом человеческого тела» и подробно описал все действия индивидуума, включая и проявления физиологического характера. Конечно, подобное описание не могло не шокировать пуритански мыслящих англичан.
Хотя событийная канва выглядит второстепенной, все же восемнадцать эпизодов романа располагаются в определенной последовательности, соответствуя определенным часам суток. Каждый отдельный час описывается в своей главе. Действие начинается в 8 часов утра и завершается в 3 часа ночи. Читатель перемещается по своеобразному лабиринту, пытаясь проникнуть в «универсалию» жизни трех людей.
Главными героями становятся агент по приему газетных объявлений Леопольд Блум, его жена Молли и молодой Стивен Дедалус, главный герой первого романа Джойса. Они олицетворяют соответственно современного Одиссея, его жену Пенелопу и их сына Телемаха. Правда, аналогии с песнями «Одиссеи» не всегда прозрачны и требуют от читателя определенной подготовки.
В романе Джойс доводит до совершенства внутренний монолог, читатель начинает следить не за сюжетом, а за проявлениями мыслей героев. Автор создает новый тип повествования, в котором главным становится саморефлексия, погруженность героя в размышления. Мы не встретим привычных описаний, портретных характеристик, диалогов, зато передано движение мыслей, процесс мировосприятия и поток воспоминаний. Фразы обрывисты, часто не закончены. Имитируя «поток сознания», автор обходится и без знаков препинания.
В 1923 году Джойс начал работу над романом «Поминки по Финнегану» и писал его семнадцать лет. Из-за болезни глаз ему становилось все труднее работать, но писателю помогали друзья. Публикуемые отрывки получали отрицательную оценку даже среди сторонников Джойса. Далеко не все восприняли произведение, в котором была предпринята попытка передать «бессловесный мир сна». Джойс пытается также создать новый язык «сновидений и дремы», включая в английскую фразу слова из эскимосского языка. Многие полагали, что писатель довел до предела свои эксперименты с языком.
Образ героя народной баллады Тима Финнегана постепенно трансформируется: ему передаются некоторые мысли и рассуждения ирландского мудреца Финка Маккумхала. Условно-обобщенный символический образ во сне проживает мировую историю. Действие снова служит лишь фоном для авторских рефлексий.
«Художественный образ предстает перед нами, — писал Джойс, — в пространстве или во времени. То, что слышно, предстает во времени, то, что видимо, — в пространстве. Временной или пространственный художественный образ прежде всего воспринимается как самостоятельно существующий в бесконечном пространстве или во времени. Вы воспринимаете его полноту — это цельность». Такова была его программа для читателя и сочувствующего его манере письма критика.
В 1930 году Дж. Джойс перенес глазную операцию, а год спустя заключил брак с Норой Барнакл, чтобы материально обеспечить ее после своей смерти. Через полгода после публикации романа «Поминки по Финнегану», в 1941 году, он умер после операции на кишечнике.
Добавить комментарий