Ефремов Иван Антонович

(1907-1972) русский писатель и ученый

Фантастические романы Ивана Антоновича Ефремова сразу же обрели популярность среди миллионов читателей. Он создавал свои произведения в послевоенное время, когда страна только начинала залечивать нанесенные войной раны. Трагедия коснулась практически каждой семьи, и казалось, что живая память о пережитом требовала разговора именно об этом. Писатель же сознательно уводил своих читателей в глубину веков или в необъятные просторы отдаленных галактик. Но он удивительным образом предвосхитил читательский интерес к новым открытиям, которые будут совершены вместе с полетами человека в космос.

Жизнь Ивана Ефремова, можно сказать, распадается на две составляющие. Он был ученым и писателем, причем даже трудно сказать, какая его ипостась оказалась наиболее существенной для общества.

Еще в детстве, в деревне Вырица под Петербургом, Иван Ефремов увлекся чтением, поскольку в доме его родителей была большая библиотека. Правда, отец не имел никакого отношения к творческой интеллигенции: он был известным в городе лесоторговцем, однако считал, что книги являются свидетельством благосостояния семьи. Маленький Ваня перечитал практически все из домашней библиотеки и множество других книг, которые брал у друзей. Так получилось, что первыми авторами, которых он прочитал, стали Жюль Верн, Дж. Конрад, Р. Хаггард.

Неизвестно, как сложилась бы жизнь Ивана, если бы не болезнь младшего брата. Врачи посоветовали мальчику перемену климата, и вся семья перебралась на юг, в город Бердянск. Там Иван пошел в школу, но закончить ее не успел, поскольку началась революция. К тому же родители развелись, и мальчики оказались в доме своей тети, жившей в Херсоне.

Стихия революции и гражданской войны захлестнула не только взрослых, но и подростков. Как и многие другие ребята, Иван Ефремов отправился на фронт и оказался в автороте при штабе Шестой армии. Вместе с красноармейцами он участвовал в штурме Перекопа, а после разгрома Врангеля вернулся домой. К тому времени его отец разыскал и забрал к себе младших детей, а Иван оказался практически предоставленным самому себе.

В то время в Херсоне трудно было заработать на жизнь, и Иван Ефремов уезжает в Петроград. Там он работает то помощником шофера, то пильщиком дров, то просто чернорабочим. Одновременно учится в школе, стремясь как можно скорее наверстать упущенное и догнать сверстников. Именно в это время он заинтересовался палеонтологией — наукой об ископаемых животных.

Прочитав в журнале «Природа» статью известного ученого-палеонтолога П. Сушкина о северодвинской пермской фауне, Ефремов решил с ним познакомиться и написал письмо в редакцию. Письмо Сушкину передали, и он пригласил юношу к себе в Геологический музей. Так постепенно возникла их дружба, а позже и научное сотрудничество.

Однако Иван Антонович Ефремов еще не определился в выборе будущей профессии, он был полон романтики, мечтал увидеть дальние страны и потому отправился во Владивосток. К тому времени он уже имел диплом штурмана, но ему пришлось работать матросом на кораблях дальнего плавания. Ефремов посетил множество южных морей и навсегда заболел страстью к путешествиям.

Через год он поддался на уговоры Сушкина и поступил учиться в Ленинградский университет на геологоразведочный факультет. Одновременно он устроился препаратором в Геологический музей.

Однако страсть к путешествиям не оставляла его, и каждое лето Иван Ефремов неизменно отправлялся в различные экспедиции. Он искал ископаемых животных и открывал для себя неизведанные места. Уже во время первой поездки на север России в 1928 году он открыл обширные захоронения древнейших земноводных, необычайно хорошо сохранившихся. Ефремов обладал необыкновенной везучестью, которую сам объяснял достаточно просто: если отправляешься в экспедицию, обязательно должен что-то найти. И он пытался найти нефть, уголь, золото, рудные месторождения. Попутно уточнялись географические карты и велись топографические съемки. При этом работать часто приходилось в экстремальных условиях, без транспорта и радио.

С 1924 по 1935 год Иван Антонович Ефремов участвовал в экспедициях в Закавказье, Среднюю Азию и Восточную Сибирь, И отовсюду он привозил скелеты древних животных. На основе их изучения Ефремов постепенно отрабатывал научную методику исследования процессов формирования земного рельефа. Причем выводы ученого нередко опережали науку своего времени. Так, в частности, Иван Ефремов впервые заговорил о необходимости изучать рельеф океанического дна. Но его статья получила отрицательную оценку рецензента, который счел доводы молодого ученого фантастикой. Правота его стала очевидной лишь после открытия эхолокации.

Наиболее же примечательными оказались его поездки, совершенные в 1946—1949 годах в пустыню Гоби. Тогда Иван Антонович Ефремов не только открыл неизвестные скопления скелетов динозавров, но и опроверг теорию работавших там в 30-е годы американцев, которые утверждали, что на этом месте всегда была пустыня. Ефремов доказал, что в далеком прошлом здесь было обширное море, населенное множеством животных. Правда, сделанный им в 1957 году, а затем и в 1959 году в Пекине доклад «О биологических основах палеозоологии» вызвал неоднозначную реакцию ученых. Но позднейшие находки морских ископаемых снова подтвердили его правоту.

В то же время, Иван Ефремов постоянно ощущал недостаток знаний и поэтому поступил на геологический факультет Горного института, который закончил экстерном, всего за три года. Сочетание геологического и биологического подходов и привело Ефремова к созданию новой науки — тафономии. Он разработал методику, которая позволяла восстанавливать ландшафт, животный и растительный мир безмерно далеких геологических эпох. Открытие Ивана Ефремова позволяло заглянуть в прошлое и понять динамику процессов, происходивших на Земле в течение миллионов лет. Обобщением его наблюдений стала книга «Тафономия и геологическая летопись» (1950).

Казалось, Иван Ефремов добился всего, чего хотел: в 1940 году он являлся автором 65 научных работ, получил степень доктора биологических наук. Но как же случилось, что известный ученый-палеонтолог, чье имя уже приобрело международную известность, стал не менее известным писателем?

Несколько раз Иван Антонович Ефремов пытался писать рассказы о своих путешествиях, но всякий раз обстоятельства мешали ему, да и качество написанного не удовлетворяло. Так продолжалось до 1942 года, когда он заболел тифоидной лихорадкой и оказался надолго прикованным к постели. Тогда-то ученый и начал писать.

Всего за несколько месяцев, Иван Ефремов написал первый рассказ и отправил его в журнал «Техника — молодежи». Рассказ напечатали, и, вдохновленный своим первым успехом, Ефремов написал еще несколько рассказов, которые составили цикл «Семь румбов». Начиная с 1944 года он уже серьезно занимается литературой. Его рассказы печатаются в разных журналах, а в издательстве «Молодая гвардия» выходит первый однотомник.

Очень большое значение для творчества Ивана Ефремова имела его встреча с известным писателем Алексеем Николаевичем Толстым, который сказал, что самое ценное в рассказах Ефремова — «правдоподобность необычайного», исходящая из глубокого знания всего, что он описывает. Позже ученый признавался, что после беседы с Толстым он окончательно поверил в свое призвание стать писателем. После разговора с маститым литератором, Иван Антонович Ефремов передал свои рассказы в журнал «Новый мир».

В его творчестве очень удачно соединился талант ученого и писателя. Занявшись литературой, он получил возможность описывать свои научные идеи в художественной форме. Не случайно сюжет одного из рассказов Ефремова — «Тень минувшего» — подтолкнул физика Ю. Денисюка к изобретению голографии.

Первые произведения Ивана Ефремова часто возникали из научных гипотез, некоторые из которых в будущем подтвердились. Таковой стала, например, гипотеза о существовании наскальных рисунков, которую он изложил в рассказе «Юрта ворона». В другом же рассказе, «Алмазная труба» (1945), писатель предсказал открытие месторождения алмазов в Якутии. Свои замыслы Ефремов брал не только из различных наук, но и из фольклора, с которым знакомился во время экспедиций. Так, в частности, появилась его повесть «Дорога ветров». Однако вымысел в произведениях Ивана Ефремова всегда связывается с реально допустимыми, хотя и маловероятными, на первый взгляд, причинами.

К концу войны, Иван Ефремов написал еще несколько рассказов, а уж потом перешел к более крупному жанру — повести. В 1949 году он публикует историческую дилогию «Великая дуга», которая имела еще одно название — «На краю Ойкумены» — и была переработана писателем в 1956 году. Вслед за этой повестью вышел роман «Путешествие Баурджеда».

В этих произведениях писатель показывает мир глазами древних египтян и ярко воссоздает не только картины быта, но и природу минувших эпох. Тогда же в творчестве Ефремова появляется космическая тема. Он пишет повесть «Звездные корабли», в которой впервые обращается к теме пришельцев с далеких планет. Она явилась как бы пробой пера на пути создания более крупных произведений. Вместе с тем Иван Ефремов одним из первых задумался о существовании других цивилизаций.

После большой экспедиции в пустыню Гоби писатель выпускает книгу очерков «Дорога ветров», в которых соединяет реальность и фантастику. Сам автор предстает в них сразу в двух временных планах — он видит настоящее и далекое прошлое. Так постепенно, от произведения к произведению, Иван Ефремов оттачивал литературную технику и раздвигал границы своих произведений. Одновременно он окончательно определил содержательную структуру своих книг, в которых будут соединяться зрительные картины прошлого и настоящего, анализ научных гипотез, философские размышления автора и некоторые его футурологические прогнозы.

От научно-технической утопии писатель переходит к фантастике. Роман «Туманность Андромеды» (1957) не только ознаменовал новую страницу в творчестве Ефремова, но и стал этапным в развитии всей фантастической литературы. Правда, другие писатели-фантасты не стали продолжать предложенную Ефремовым форму утопии.

Конечно, для современного читателя, многие новации Ивана Ефремова кажутся наивными, но в главном — жизнеутверждающем пафосе книги, ярких образах героев — его творчество нисколько не устарело и сейчас. Напротив, ставшие реальностью длительные космические экспедиции подтвердили, что во многих случаях Ефремов оказался прав.

В романе «Туманность Андромеды» он рассказывает историю звездолета «Лебедь», который отправился в путешествие к далеким мирам. Ефремов показывает мир будущего изнутри, он как бы становится современником описываемых событий и уже оттуда смотрит в прошлое, т.е. в наше время. Впоследствии, этот художественный прием Ивана Антоновича Ефремова прочно войдет в фантастическую прозу всех стран. Интересен и язык романа. Писатель делает его подчеркнуто литературным, старательно избегая вульгарных оборотов, бытовизмов. Вслед за первым романом он публикует повесть «Сердце Змеи», в которой завершает рассказ о своих героях. Повествование о встрече представителей двух разных миров, находящих взаимопонимание, несмотря на полную физическую несовместимость, прозвучало весьма актуально.

Действие следующего романа Ивана Ефремова — «Лезвие бритвы» (1963) — происходит в наши дни. В нем писатель соединяет фантастику и детектив. По мысли Ефремова, яркий, захватывающий сюжет произведения должен был привлечь самого разного читателя, независимо от уровня его образования. Но роман получился слишком рыхлым и перегруженным подробностями.

Возможно, поэтому писатель снова обратился к жанру чистой фантастики. Роман «Час быка» (1969) стал последним крупным произведением Ивана Антоновича Ефремова. Он вновь переносит действие в далекое будущее, используя уже привычную для себя форму утопии. Но пафос романа стал совершенно иным. Вместо привычного для писателя оптимизма в нем звучат ноты трагического предостережения. Это произведение, конечно, отражает изменения во взглядах и самого писателя — ведь в стране начиналась эпоха застоя. Поэтому практически сразу же после первого издания роман был запрещен, изъят из библиотек и вернулся к читателям лишь много лет спустя.

Иван Ефремов написал также несколько исторических произведений. Это романы «Таис Афинская» и «Рок Персеполиса». Однако историческими их можно назвать скорее условно, поскольку фантастика в них преобладает над исторической точностью, свойственной этому жанру.

В истории отечественной культуры Иван Ефремов остался не только как известный ученый-палеонтолог и основоположник новейшей советской фантастики, но и как интересный мыслитель, внесший немало любопытного в теорию цивилизаций, общения между мирами и прогнозирования будущего человечества.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!