Есенин Сергей Александрович
(1895-1925) русский поэт
Сергея Есенина горячо любят в России и за ее пределами. Пожалуй, нет читателя, который не знал бы наизусть его стихотворений. На рубеже двух эпох жил и творил этот великий русский поэт. Он родился в крестьянской семье, с 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в церковно-приходской школе в селе Спас-Клепики, в 30 километрах от Константинова. Семья хотела, чтобы Сергей стал сельским учителем. Но судьба распорядилась иначе.
Природа средней полосы России, русская деревня, устное народное творчество, русская классическая литература оказали огромное влияние на развитие природного таланта юного поэта. Умение рисовать картины русской природы — одна из самых сильных сторон таланта Сергея Александровича Есенина.
Для описания родной природы он находил самые необычные художественные средства, создавая особую метафоризацию стиха. Песни, частушки, сказки, духовные стихи, поэзия Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона, а позднее творчество Пушкина, Гоголя, Блока, Клюева, Белого оказали влияние на развитие его поэтического стиля. Более 60 стихотворений и поэм было написано Есениным с 1910 по 1913 год («Выткался на озере алый свет зари...», «Дымом половодье...», «Береза», «Весенний вечер», «Ночь», «Восход солнца», «Поет зима — аукает...», «Звезды», «Темна ноченька, не спится...» и др.).
В 1912 году Сергей Есенин приезжает в Москву и устраивается корректором в типографию И.Д. Сытина. Новый этап вето жизни начинается с 1915 года: он встречается с А. Блоком, перед творчеством которого преклонялся, и показывает ему свои стихи, составившие позже книгу «Радуница». Блок сразу же оценил «свежие, чистые, голосистые», хотя и «многословные» стихи талантливого крестьянского поэта-самородка, помог ему опубликовать часть стихотворений в Петрограде, познакомил с писателями и издателями. Блок первым открыл талант Сергея Есенина, первым услышал «песни души» рязанского поэта и «сразу признал» его. А главное — ввел в большую литературу.
В самом начале 1916 года вышел первый сборник стихотворений Есенина «Радуница». Истинная красота и художественность заключалась в стихах молодого поэта. Красота родных русских раздолий, язык людей, молодецкая удаль и грустная боль русской песни, в которой звенит народная душа, — все это было для поэта органически родным и близким. Показательно в этом отношении стихотворение «Русь». Ни в одном из произведений Есенин не был столь близок к реалистическому воплощению действительности.
Гой ты, Русь моя родная.
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края
— Только синь сосет глаза...
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая.
Дайте родину мою».
Русь в дореволюционном поэтическом мире поэта многолика: «задумчивая и нежная», смиренная и буйственная, нищая и веселая, справляющая «праздники победные». Сергей Есенин зовет Русь — «царевну сонную», находящуюся «на туманном берегу», к «веселой вере», которой привержен он сам («Не в моего ты бога верила...», 1916). В стихотворении «Тучи с ожереба...» (1916) как будто предсказывает революцию — «преображение» России через «муки и крест» и гражданскую войну.
Есенин позже писал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве».
Поэт стремился ко всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. Основной закон мира Сергея Есенина — наделение природы качествами и свойствами человека (это позже приведет поэта к имажинистам). Люди, животные, растения, стихии и предметы — все это, по Есенину, дети одной матери-природы.
Второй сборник «Голубень» Сергей Есенин подготовил в 1916 году. Его новые стихи о светлой, нежной любви окрашены в чувственные тона.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопов волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
Но в этом сборнике появляются приметы другой — каторжной Руси, по которой бредут «люди в кандалах» («В том краю, где желтая крапива...», 1916, «Синее небо, цветная дуга...», 1916).
Герой есенинской лирики меняется — он то «нежный отрок», «смиренный инок», то «грешник», «бродяга и вор», «разбойник с кистенем» и т.д.
Весной 1917 года происходят изменения в его личной жизни. Сергей Александрович Есенин женится на Зинаиде Райх, у него рождается сын.
Поэт с восторгом принял Октябрьскую революцию, которая вызвала перелом в творчестве поэта. В этот период он создает цикл маленьких поэм: «Товарищ» (1917), «Певущийзов» (1917), «Отчарь» (1917), «Октоих» (1918), «Пришествие» (1918), «Преображение» (1918), «Инония» (1918), «Иорданская голубица» (1918). Есенин считал, что наступает эпоха великого духовного обновления, «преображения жизни, переоценка ценностей».
Но чем яростнее интервенция, блокада, разруха обрушивали жестокие удары на молодую республику, тем сильнее охватывает Есенина душевное смятение, тем неотступнее тревожные чувства и мысли. Боль и скорбь об обреченной на гибель старой деревне звучат в «Сорокоусте», «Песни о хлебе», «Исповеди хулигана», «Мир таинственный, мир мой древний...». И в то же время стихи Сергея Есенина пронизывает тревога за будущее России. От восторженно-романтических иллюзий «Инонии» и «Пантократора» не осталось и следа.
В книге «Ключи Марии» (1919) Сергей Есенин сформулировал свой взгляд на искусство, его суть и цели. Эта работа была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло в 1918—1919 годах.
В 1922 году Есенин Сергей Александрович с новой женой, известной танцовщицей Айседорой Дункан, уехал на год за границу. Он посетил Германию, Францию, Италию, Бельгию, четыре месяца жил в Соединенных Штатах. Впечатления о поездке были не восторженные: «Железный Миргород» — такое выразительное название дал поэт своему очерку об Америке.
Наиболее значительные произведения великого русского поэта были созданы в 20-е годы. В своих лирико-философских стихах Есенин говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной.
Сергей Есенин — яркий, самобытный, глубокий мыслитель. В его поэзии чувства и мысли слиты нераздельно. Здесь и «половодье чувств», и половодье мыслей. Рядом с поэтическими деталями земного мира («белых яблонь дым», «страна березового ситца», «весенней, гулкой ранью») — образ мифологический, символический — образ розового коня, символ восхода, весны, радости, жизни... Фраза из поэтической лексики XIX века («О моя утраченная свежесть...») соседствует с типично есенинской, народно-человеческой («буйство глаз и половодье чувств...»).
В 1919-1923 гг. Сергей Александрович Есенин входил в группу имажинистов, но, разделяя их эстетику, он все же оставался абсолютно самобытным, глубоко чувствующим поэтом, который всей душой переживал трагическую противопоставленность привычного ему жизненного уклада и «железного гостя» — города, идущего на смену патриархальной старине. Есенин, пытаясь «...постигнуть в каждом миге коммуной вздыбленную Русь», тем не менее постоянно ощущал себя поэтом Руси уходящей. Закономерны поэтому его пессимистические настроения в цикле «Москва кабацкая» (1921 — 1924), поэмах «Черный человек» и «Анна Онегина» (1925).
Поэма «Анна Онегина» — это произведение во многом итоговое, в котором личная судьба поэта соотнесена с судьбой народной. Она тесно связана с лирикой Сергея Есенина. Это произведение лирико-эпическое. Все грандиозные исторические события раскрываются через судьбу, чувства поэта и главной героини. В поэме тесно связаны тема родины и тема времени. Финал поэмы — воспоминание о самом прекрасном и навсегда ушедшем.
Далекие, милые были!
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили.
Но значит. Любили и нас.
Прошлое и настоящее взаимосвязаны для героя, он как бы соединяет времена, подчеркивая их неотделимость от судеб родной земли.
Сергей Александрович Есенин ушел из жизни в 30 лет. В ночь на 28 декабря 1925 года он повесился в номере ленинградской гостиницы «Англетер». На клочке бумаги кровью было написано стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья...»
Сергей Есенин оставил чудесное поэтическое наследие. М. Горький говорил о поэте: «Какой чистый и какой русский поэт!», «Мы потеряли великого русского поэта». Современник Сергея Есенина поэт Николай Тихонов справедливо утверждал: «Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня... Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь вечно живой поэзии».
Добавить комментарий