Эйфель, Александр Гюстав
(1832-1923) французский инженер
Конец XIX века по праву называют золотым периодом в истории инженерного дела. Действительно, имена творцов известных сооружений служат своеобразными вехами в истории развитии архитектуры. Возможно, поэтому широкой публике Александр Эйфель известен исключительно как создатель знаменитой башни в Париже. А между тем он прожил долгую жизнь и создал множество других сооружений.
Будущий конструктор родился в Бургундии, в городе Дижон, где его отцу принадлежали обширные виноградники. Однако он не интересовался сельским хозяйством и по окончании гимназии поступил в знаменитую Политехническую школу в Париже. Проучившись там три года, перешел в Центральную школу искусств и ремесел, которую и закончил в 1855 году.
Поскольку в то время инженерное дело считалось вспомогательной дисциплиной, он поступил на работу в одну из мостостроительных фирм. Свой первый мост Эйфель спроектировал в 1858 году. Чтобы прочнее закрепить сваи, он предложил не забивать их, а вдавливать в дно с помощью гидравлического пресса. Сегодня этот прием применяется редко из-за его сложной технической подготовки.
Александру Гюставу Эйфелю пришлось разработать специальное приспособление, чтобы точно поставить сваи, концы которых должны были находиться на глубине в двадцать пять метров. После успешного возведения моста он становится признанным инженером-мостостроителем и за последующие двадцать лет создает множество различных сооружений — мосты через реки Дору в Португалии, Миссисипи в Сент-Луисе (США).
При строительстве первого моста, Александр Эйфель отказался от постройки грандиозных деревянных лесов — он собрал на одном из берегов огромную стальную арку и установил ее, использовав всего лишь один трос, натянугый между двумя берегами реки. Правда, только через пятьдесят лет данный прием стал применяться повсеместно.
Самым смелым проектом Эйфеля был виадук через реку Тюйер. Сложность заключалась в том, что было необходимо перекрыть глубокое горное ущелье шириной в сто шестьдесят пять метров. Подобное предложение поступило нескольким инженерам, но согласился только Александр Эйфель. Он предложил перекрыть весь пролет одной огромной аркой, которая бы опиралась на два бетонных пилона.
При сооружении арки все расчеты были выполнены настолько точно, что при монтаже две ее половины совпали с точностью до десятых долей миллиметра. Строительство этого моста стало для Эйфеля хорошей школой. Он приобрел определенные навыки, позволившие ему усовершенствоваться в избранной профессии.
Вместе с группой инженеров он разработал оригинальную методику расчета стальных конструкций практически любой конфигурации. Вскоре после завершения строительства моста Эйфель участвует в оформлении промышленной выставки, которая должна была состояться в Париже в 1878 году.
Александр Гюстав Эйфель и известный французский инженер де Дион проектируют так называемый «Зал машин» — величественное сооружение длиной 420, шириной 115 и высотой 45 метров. Его каркас был сделан из ажурных металлических балок, которые несли стеклянные переплеты оригинальной конструкции.
Когда руководители строительной фирмы ознакомились с проектом Александра Эйфеля, они сочли, что выполнить его невозможно, прежде всего потому, что в то время вообще не существовало зданий подобных размеров. Тем не менее «Зал машин» был построен. Эйфель получил золотую медаль за непревзойденное техническое решение. К сожалению, в 1910 году эта замечательная постройка была разобрана на металлолом.
Любопытно, что вся она опиралась на небольшие бетонные подушки. Этот прием позволил конструктору избавиться от неизбежных деформаций, связанных с естественным смещением грунта. Впоследствии, Александр Эйфель неоднократно применял подобный способ при возведении своих построек.
Для Парижской выставки 1889 года он предложил возвести металлическую башню, которая должна была стать архитектурной доминантой выставочного городка. И вновь применил новые инженерные разработки. Башня высотой около 300 метров была собрана из тонких металлических элементов, соединенных заклепками. Ее полупрозрачный силуэт как бы парил над городом.
Однако сейчас в Париже могло бы и не быть знаменитой башни. В феврале 1888 года, через месяц после того, как было объявлено о начале работ по возведению башни, председателю выставочного комитета был вручен протест, подписанный группой писателей и художников. Они предлагали отказаться от строительства, утверждая, что башня изуродует привычный городской пейзаж.
Но известный французский архитектор Т. Альфан справедливо предположил, что башня станет доминантой не только выставки, но и всего города. Действительно, менее чем через двадцать лет его предсказание сбылось. Башню стали называть Эйфелевой, и она превратилась в символ Парижа.
На строительстве башни ее создатель познакомился с известным американским архитектором Т. Бартольди, который оформлял американский павильон на выставке, центром которого стала небольшая бронзовая статуя, являвшаяся олицетворением Свободы.
После окончания выставки статуя была увеличена до размера в девяносто три метра и подарена Францией Соединенным Штатам Америки. Однако когда ее доставили на место, то оказалось, что для ее монтажа необходим стальной каркас. Александр Эйфель и начал его разрабатывать, поскольку в то время он был единственным инженером, имевшим опыт расчета ветроустойчивости сооружений.
Созданный им каркас оказался настолько удачным, что статуя простояла уже более ста лет, успешно сопротивляясь сильным ветрам с океана. Несколько лет назад, когда она подверглась реставрации, было решено проверить расчеты Эйфеля с помощью компьютера. Созданный им каркас в точности совпал с тем, который предложила машина.
После триумфа на двух всемирных выставках, Александр Гюстав Эйфель сосредоточил свои усилия на научных исследованиях. В небольшом городке Отейль он создал первую в мире лабораторию для исследования воздействия ветра на различные сооружения. Это был первый архитектор, который поместил модели своих сооружений в аэродинамическую трубу. Результаты своих работ Александр Эйфель описал в серии фундаментальных трудов, которые по праву считаются настоящей энциклопедией инженерного искусства.
Добавить комментарий