Фальконе, Этьен Морис
(1716-1791) французский скульптор
День, когда Этьен Морис Фальконе решил принять приглашение Екатерины II и отправиться в далекий Петербург, оказался поворотным в его судьбе. Хотя и до приезда в Россию Фальконе входил в число крупнейших французских скульпторов, именно в России он создал свою лучшую работу — памятник Петру I, который известен как Медный всадник.
Как и большинство других художников XVIII века, Фальконе родился в небогатой семье. Его отец был мелким ремесленником. Когда сыну исполнилось восемь лет, он отдал его в учение к мастеру, изготовлявшему парики. Там Этьен впервые взял в руки книгу и самостоятельно выучился читать, а потом и писать. Мальчик был вынужден сам зарабатывать себе на жизнь, поэтому учиться в школе он не мог и стал самоучкой.
Позже Этьен перешел в ученики к столяру и вскоре превзошел своего учителя. Здесь и проявились его способности к резьбе по дереву. Смышленый юноша поступил в мастерскую к известному в то время скульптору Ж. Лемуану. Под его руководством Фальконе вскоре овладел также искусством лепки и в 1757—1766 годах сделал несколько моделей для Севрской фарфоровой мануфактуры.
Изготовленные по его эскизам изделия имели такой успех при королевском дворе, что всесильная фаворитка короля маркиза де Помпадур добилась назначения молодого скульптора руководителем скульптурной мастерской Севрской мануфактуры. Параллельно со своей основной работой Фальконе сделал несколько мраморных фигур, среди которых выделяется скульптура «Милон Кротонский». С огромной экспрессией скульптор передал страдания юного охотника, которого терзает лев. Фальконе выставил статую в Салоне и получил почетное звание профессора. Последняя работа, выполненная им во Франции, — статуи для собора святого Роха.
В 1766 году скульптор встретился с русским послом в Париже князем Д. Голицыным, который и пригласил его от имени императрицы Екатерины приехать в Россию. Инициатива же приглашения исходила от Д. Дидро, который в разговоре с послом назвал Фальконе лучшим художником Франции. Вместе с ним в Петербург отправилась его помощница и ученица скульптор Мария-Анна Колло. В России она стала женой сына Фальконе Пьера.
Увидев памятник Петру работы скульптора В. Растрелли, Фальконе сразу же решил, что его замысел будет принципиально иным. Он изваял Петра, застывшего в страстном порыве вперед, в будущее. Экспрессия и энергия, которыми проникнут памятник, были необходимы скульптору, чтобы передать в символической форме масштабы петровских преобразований. Фигуру царя Фальконе лепил, используя в качестве модели генерала кавалерии И. Мелиссино, похожего по комплекции на Петра.
Екатерина одобрила небольшой эскиз памятника и поручила своему приближенному И. Бецкому как можно скорее осуществить эту фигуру в металле.
Одновременно с изготовлением модели для отливки памятника скульптор начал поиски огромного камня, необходимого для постамента. Обломок каменной скалы, который местные жители называли «Гром-камень», был обнаружен в непроходимом болоте поблизости от села Лахта примерно в 40 верстах от Петербурга. Камень, весивший около восьмидесяти тысяч пудов, был поднят из трясины и с помощью специальной системы катков доставлен к берегу Невы, а затем на специальной барже переправлен в Петербург. Его доставкой руководил известный инженер М. Ласкари-Кар-бури. Успех этой операции был отмечен выпуском специальной медали с надписью «Дерзновению подобно».
Отливка памятника также оказалась сложнейшей инженерной операцией. По договору она не входила в обязанности Фальконе, но он отказался поручить ее кому-нибудь другому. По расчетам скульптора для устойчивого положения бронзового изваяния на постаменте нужно было очень точно соблюсти толщину отливки, которая нигде не должна была превышать две линии, т. е. примерно четыре с половиной сантиметра. Выполнение столь жестких требований оказалось не под силу французскому мастеру — литейщику Эрсману, и по совету архитектора Ю. Фельтена эту работу поручили русскому литейному мастеру Хайлову.
Он блестяще провел отливку статуи в два этапа: нижняя и верхняя части отливались отдельно. Модель же головы императора была сделана М. Колло. Она настолько понравилась Фальконе, что скульптор не колеблясь выбрал ее для окончательного варианта своей статуи.
После сборки всей скульптуры Фальконе покинул Россию. Открытие памятника состоялось в его отсутствие через четыре года. Столь долгая задержка объяснялась тем, что для
установки постамента необходимо было провести работы по обустройству всей Сенатской площади. 7 августа 1782 года, в день двадцатилетия воцарения Екатерины, памятник был торжественно открыт. Этот день был ознаменован объявлением амнистии и учреждением ордена Святого Владимира.
По пути во Францию Фальконе на какое-то время задержался в Голландии, где в основном занимался чеканкой, а также литературным трудом. В то время ему было уже 62 года, и он старался завершить главный труд своей жизни — многотомную историю скульптуры.
Фальконе обладал незаурядным литературным дарованием. Еще в тридцатилетнем возрасте он перевел с латинского и прокомментировал трактаты известного историка искусства Плиния Старшего. Позже Фальконе неоднократно издавал печатные труды по истории искусства, а также писал свои воспоминания.
Его литературные труды и особенно написанная им в Голландии книга «Размышления о скульптуре» удостоились восторженной оценки Дидро и Вольтера.
Вернувшись во Францию, Фальконе уже не занимался скульптурой, лишь изредка изготавливал небольшие статуэтки для Севрского фарфорового завода. По инициативе Вольтера в 1782 году в Лозанне вышло в свет шеститомное собрание сочинений Фальконе. Вскоре после завершения работы над ним скульптора разбил паралич, и он до конца своих дней не вставал с постели. При нем неотлучно находились М. Колло и его сын, известный художник П. Фальконе.
Добавить комментарий