Филдинг, Генри
(1707-1754) английский писатель, драматург
Генри Филдинг принадлежал к числу наиболее замечательных людей, живших и работавших в эпоху Просвещения. Он был выдающимся романистом и драматургом, крупнейшим сатириком и юмористом, «творцом реалистического романа», удивительным знатоком быта страны и крайне остроумным писателем, как отмечал М. Горький.
Филдинг родился в обедневшей аристократической семье. Его отец дослужился до генеральского чина. У будущего писателя было двенадцать сестер и братьев. Материальное положение семьи было стесненным, и особого достатка никогда не было. Тем не менее Генри удалось получить хорошее образование. Он окончил Итонский колледж — привилегированное учебное заведение, где получил хорошее знание древних и новых языков.
В 1727 году, после окончания Итонского колледжа, Филдинг оказался в Лондоне без средств к существованию, превратившись в настоящего «разночинца». Чтобы как-то прожить, он был вынужден заняться литературным трудом. В январе 1728 года появилось его первое произведение — поэма «Маскарад». Свое авторство он скрыл под именем свифтовского героя Гулливера, «поэта-лауреата короля Лилипутии». В том же году Филдинг ставит в театре свою первую комедию «Любовь в различных масках».
Около двух лет он учился в старинном университете в Лейдене на филологическом факультете, расширяя свои познания в античной литературе. Вернувшись в 1730 году в Лондон, он ставит в маленьком театре свою вторую комедию нравов — «Щеголь из Темпля». Вслед за этой комедией на протяжении ряда лет появляются новые пьесы Фил-динга. Никогда на английской сцене, ни до, ни после него, не высмеивался так зло, язвительно, беспощадно весь общественно-политический строй, вся правительственная система Англии, как в пьесах молодого драматурга. По своей остроте и проницательности они могут быть поставлены в один ряд с памфлетами и романами Свифта.
Наряду с написанием комедий Филдинг успешно работает в жанре фарса. Ряд пьес написан им в жанре так называемой «балладной оперы» — комедии со вставными музыкально-вокальными номерами и значительными элементами фарса и пародии.
Филдинг стал популярнейшим английским драматургом. У него появились подражатели, чьи политические фарсы проникали даже в королевский театр Друри-Лейн. Драматург становился опасным для правящих кругов. Правительственная газета «Ежедневный газетчик» писала, что Филдинг может попасть в тюрьму за дискредитацию правительства, и предупреждала заодно «джентльменов из оппозиции», что Филдинг для них ненадежный союзник и что в случае их прихода к власти он может выступить и против них. Это предсказание впоследствии сбылось. Филдинг, и раньше скептически относившийся к гражданским доблестям представителей оппозиции, выразил всю горечь своего разочарования в памфлете «Видение об оппозиции».
Правительство в 1737 году нанесло удар по театру, приняв «Акт о цензуре», согласно которому театры могли существовать отныне, только имея специальную королевскую лицензию. Все пьесы должны были проходить предварительную цензуру. Так через сорок два года после отмены предварительной цензуры и утверждения в Англии основных гражданских свобод там отказались от завоеваний «славной революции». В самом конце XIX века Б. Шоу писал: «В 1737 году Генри Филдинг, величайший из всех профессиональных драматургов, появившихся на свет в Англии начиная со средних веков до XIX века, за единственным исключением Шекспира, посвятил свой гений задаче разоблачения и уничтожения парламентской коррупции, достигшей к тому времени своего апогея... Выгнанный из цеха Мольера и Аристофана, Филдинг перешел в цех Сервантеса; и с тех пор английский роман стал гордостью литературы, тогда как английская драма стала ее позором».
После закона о театральной цензуре Филдинг прекратил писать для театра. Ему пришлось задуматься над переменой профессии и над поисками средств к существованию. Писатель вторично принялся за учение и сел на студенческую скамью в старинной юридической школе в Темпле, готовя себя к профессии адвоката. В 1740 году, после трехлетнего обучения, он был уже допущен к адвокатской практике.
Однако даже в годы своих самых усиленных занятий правом Филдинг не оставлял мысли о литературе. Он перепробовал в конце тридцатых и в начале сороковых годов разнообразные виды литературной работы. К этому времени относится начало журналистской деятельности Филдинга.
В последующие годы он работал над большими романами, которые создали ему славу великого писателя, основоположника английского реалистического романа. Впрочем, они принесли Филдингу больше славы, чем материального достатка. Именно этим и объясняется, что в самый разгар своей работы над романом «История Тома Джонса, найденыша» (1749) он получает, по протекции своего товарища, место мирового судьи в Вестминстере, которое занимал до самой смерти.
Филдинг принялся за выполнение своих судейских обязанностей с пафосом социального реформатора. Работа стоила ему огромных затрат времени и сил. Он близко познакомился с самыми темными сторонами английской жизни — голодом, нищетой, проституцией, алкоголизмом, детской преступностью.
Потрясенный всем увиденным и услышанным, в качестве мирового судьи Филдинг пишет «Исследование о причинах недавнего роста грабежей» (1751) и «Предложения по организации действительного обеспечения бедняков» (1753). Он добивается ограничения продажи спиртных напитков, в которых видит одну из главных причин роста преступности, ведет статистику воровства и краж со взломами, разрабатывает и проводит в жизнь план истребления в округе грабительских шаек.
Шедевром повествовательной сатиры Филдинга была «История жизни покойного мистера Джонатана Уайльда Великого». После «Путешествий Гулливера» в английской просветительской литературе не было создано ничего, что могло бы сравниться с этой повестью по широте, смелости и силе сатирического обобщения.
Более чем кому-либо из писателей английского Просвещения, ему удалось воскресить и воспроизвести в своих книгах радостную, жизнелюбивую стихию искусства Возрождения. Недаром в крупнейшем произведении Филдинга «История Тома Джонса, найденыша» наряду с древними сатириками Аристофаном и Лукианом и современниками Свифтом и Мариво он смело называет в числе писателей, родственных себе по духу, Шекспира, Сервантеса и Рабле, призывая их музу прийти к нему на помощь.
К 1754 году силы Филдинга были окончательно подорваны, хотя в ту пору ему было только сорок шесть лет. Он был вынужден передать место судьи своему сводному брату Джону, а сам, по совету врачей, предпринял длительное путешествие в Лиссабон. Эту последнюю свою поездку он описал в посмертно изданном «Дневнике путешествия в Лиссабон». Вскоре после прибытия в этот город Филдинг скончался.
Не осталось ни одного портрета писателя. Мы не знаем, как он выглядел внешне. Правда, к собранию его сочинений, которое появилось в 1762 году, был приложен портрет, написанный с... знаменитого актера Гаррика. Писатель очень ценил его. «Мой друг Гаррик», «величайший трагический актер, какого когда-либо производил свет», — писал он о нем. Гаррик обладал неподражаемым талантом копировать людей и после смерти своего друга согласился позировать художнику в роли... Филдинга, воздав писателю дань любви и дружбы.
Добавить комментарий