Флобер, Постав
(1821-1880) французский писатель
Значение Постава Флобера в истории французской литературы и публицистики настолько огромно, что трудно поддается оценке. Он вывел в литературу целый ряд молодых талантливых прозаиков, одним из которых был, например, Ги де Мопассан. Наблюдения Флобера над литературным процессом своего времени служили и служат своеобразными ориентирами для критиков и исследователей вплоть до нашего времени. И наконец, его романы содействовали развитию целых направлений и жанровых форм мировой литературы.
Многие приемы, которые писатель использовал в своих произведениях, и, в частности, в романе «Саломея», написанном в 1863 году, повлияли на развитие исторической романистики. А некоторые известные писатели прямо подражали Поставу Флоберу. О. Уайльд, например, списывал у него фрагменты «Искушения святого Антония» (его первая редакция относится к 1849 году, а окончательная — к 1874-му). То же самое можно сказать о романе Флобера «Иродиада», который был написан в 1877 году. Уайльд использовал фрагменты из этих произведений в собственной «Саломее» и в незаконченной драме «Святая куртизанка».
Даже известный французский романист Анатоль Франс использовал стилистику «Легенды о святом Юлиане» Флобера для стилизации эпохи Средневековья. Полагают также, что техника описаний Постава Флобера повлияла и на художников-импрессионистов.
Любопытно, что Постав Флобер не собирался становиться писателем, хотя начал пробовать писать достаточно рано. Он родился в Руане в семье главного врача городской больницы. Жили они в то время в квартире при госпитале. Гюстав был средним ребенком в семье, у него был старший брат Альберт и младшая сестра Каролина.
Поскольку отец был состоятельным землевладельцем, мальчик получил прекрасное образование в Королевском колледже, а затем начал изучать право в Париже. Однако вскоре выяснилось, что он болен нервной болезнью — эпилепсией. От постоянных припадков его спасали только горячие ванны, приверженцем которых писатель оставался всю жизнь.
Болезнь привела к тому, что Постав Флобер не закончил курс, а отправился в путешествие. В 1845 году он ездил в Италию, а в 1849—1850 годах совершил путешествие на Восток. Поскольку в 1846 году умер его отец, до смерти матери в 1872 году они жили вместе.
Ему также пришлось после смерти сестры взять на свое попечение ее дочь и мужа. Правда, вскоре Флобер стал банкротом из-за долгов своего шурина и был вынужден поступить на государственную службу. Только в 1879 году (за год до смерти) он устроился на должность хранителя библиотеки Мазарини, что в некотором роде оказалось для него «тихой гаванью».
Выполняя свой гражданский долг, во время франко-прусской войны 1870—1871 годов Постав Флобер служил в армии в чине лейтенанта и был награжден орденом Почетного легиона.
Таким образом, в своей общественной деятельности он оказался вполне добропорядочным и законопослушным гражданином, хотя его взгляды свидетельствовали о полном неприятии мира лавочников.
Личная жизнь Постава Флобера складывалась непросто. Не желая подвергать риску заболевания свое потомство, он не женился и не продолжил свой род, хотя у него и было несколько любовниц. Ведь, несмотря на свой средний рост, Флобер производил впечатление на женщин, которым нравились его зеленые глаза и слегка вьющиеся волосы. Он слыл спортсменом, увлекался плаванием, греблей на каноэ и верховой ездой.
В начале своего творческого пути Флобер испытал на себе влияние романтиков, о чем свидетельствую! его ранние небольшие прозаические произведения на исторические темы. Подлинной же сенсацией явилась публикация романа «Госпожа Бовари», который не только принес ему славу, но и остался лучшим его творением. Он писал свой роман в течение пяти лет, не торопясь, тщательно отделывая каждый эпизод, добиваясь выразительности и точности каждой фразы.
История, описанная в романе, проста и незатейлива. Романтически настроенная девушка выходит замуж за ничем не примечательного буржуа, сельского врача. Испытывая чувство неудовлетворенности, она заводит две любовные интрижки, а затем кончает жизнь самоубийством, так и не подозревая о том, что ее муж все эти годы нежно и преданно любил ее.
Весьма банальная история превратилась под пером мастера в глубокое психологическое исследование души женщины. Поэтому после выхода этого романа Флобера сразу же стали называть величайшим реалистом XIX века. Многие критики пытались выяснить, кто же является реальным прототипом его героини. На все эти вопросы Постав Флобер ответил в одном из писем: «Если и есть мадам Бовари, то это я».
Правда, помимо признания, публикация романа сопровождалась и грандиозным скандалом. В 1864 году Ватикан запретил книгу и внес ее в «Индекс запрещенных книг».
Подобная же судьба впоследствии ожидала и «Саламбо». Тем не менее роман сразу же и навсегда вошел в круг самых читаемых произведений не только во Франции, но и далеко за ее пределами.
Именно Поставу Флоберу принадлежит знаменитое выражение «башня из слоновой кости», ставшее своеобразным символом уединенной и одинокой жизни художника, которая должна быть целиком посвящена творчеству без надежды на взаимность со стороны публики и критики. Так невольно Флобер стал предтечей взглядов представителей «искусства для искусства».
Между тем и публикация следующего романа Флобера — «Саламбо» — стала сенсацией. Здесь он вновь обратился к истории, перенеся действие своего романа в древний Карфаген и посвятив его любви дочери военачальника Гамилькара Саламбо и вождя варваров Мато. И здесь он сохраняет приверженность к точной выразительной детали, стремясь быть исторически максимально достоверным. Писатель ярко рассказал о восстании против Карфагена в третьем веке до нашей эры.
Вместе с тем Постава Флобера волновала не только проблема истинной страсти, противопоставленной тусклому быту, но и своеобразие нравов людей определенной эпохи. Ведь в период социальных войн и нестабильности в собственной стране (события франко-прусской войны и Парижской Коммуны) через призму истории Флобер пытался прояснить суть исторических конфликтов. Конечно, можно упрекать его и в наивности взглядов, и в желании занять позицию над схваткой. Но ведь он пытается разобраться в сути человеческого бытия, определить, для чего и как живет человек.
Подобные же проблемы рассматриваются им и в третьем его значительном произведении — романе «Воспитание чувств». Герой романа, юный Фредерик Моро, пытается разобраться в окружающем его мире, но терпит неудачу.
Интересен и небольшой рассказ Постава Флобера «Простая душа», который он написал в 1877 году. В нем писатель рассказал Трогательную и в то же время трагическую историю простой женщины — служанки Фелисите. Всю свою жизнь она преданно служила разным хозяевам, но так и не дождалась, чтобы кто-то из них увидел в ней человека. Единственное, что любит Фелисите, — это стоящее у нее в комнате чучело попугая. Оно кажется служанке живым и становится ее спутником в последние годы жизни.
Все последующие годы писатель находится в состоянии творческого поиска. Флобер пробует свои силы в драматургии, обращается к новым для себя библейским сюжетам и осваивает жанр притчи. Одновременно начинается его вхождение в мировую культуру. Модест Мусоргский написал оперу на сюжет «Саламбо», Иван Тургенев перевел и напечатал в 1877 году «Иродиаду» и «Легенду о святом Юлиане». Тургенев даже посвятил Флоберу «Песнь торжествующей любви».
В доме у Постава Флобера собирались его друзья — писатели, художники, музыканты. Одним из частых гостей там был и русский писатель И. Тургенев.
Интересна и переписка Флобера, в которой он создает эстетическую концепцию искусства, практически открыв новые возможности постижения действительности средствами искусства.
Добавить комментарий