Форд, Генри

(1863-1946) американский инженер-изобретатель и промышленник

Генри Форд, которого все знают как одного из первых автомобильных магнатов, происходил из семьи фермеров. Однако он не захотел продолжать дело своего отца и, еще не окончив школу, стал подрабатывать в часовом магазине. После окончания школы он стал учеником в автомобильном магазине и вскоре открыл собственную мастерскую по ремонту сельскохозяйственной техники. С 1887 по 1899 год Генри Форд работал в компании Эдисона и закончил свою карьеру ее главным инженером.

С 1890 года он увлекся автомобилестроением и в свободное время в 1893 году построил свой первый автомобиль, который имел двухцилиндровый двигатель, ременную трансмиссию и коробку передач. Генри Форд проехал на этой машине 1500 километров, потом продал ее и построил две другие, большие по размерам. В 1899 году он перешел в Детройтскую автомобильную компанию.

С тех пор Генри Форд занимался только конструированием автомобилей. Но настоящий успех пришел к нему в 1903 году, когда модель «Форд-99» с двигателем мощностью в 80 лошадиных сил выиграла множество соревнований на скорость. В это время Форду исполнилось сорок лет, и он основал свою собственную компанию по производству автомобилей.

Генри Форд поставил перед собой совершенно новую задачу — создать первый общедоступный и массовый автомобиль. Для этого он должен быть достаточно дешевым и в то же время прочным и долговечным. Применив легкую, прочную сталь, Генри Форд стал делать дешевые машины, которые мог купить практически каждый.

Автомобильная компания «Форд моторз» в 1908 году выпустила первый «Форд-Т», прозванный «жестяной банкой», который продавался за 825 долларов. Машина быстро стала популярной, и вскоре Генри Форд продавал уже сотню автомобилей в день. Цена ее быстро снижалась, и к 1920 году она продавалась всего по 600 долларов за штуку.

К 1927 году было изготовлено 15 миллионов моделей «Т», и имущество компании «Форд моторз» оценивалось в 700 миллионов долларов.

Генри Форд впервые применил массовую сборку, то есть машины изготавливались на конвейере: по мере того как они медленно двигались по 300-метровому фабричному коридору, рабочие поочередно оснащали их заранее изготовленными деталями. Конечно, это был монотонный, изнурительный труд. Но Генри Форд платил своим рабочим самую высокую зарплату в этой отрасли.

Его первые машины были простыми, дешевыми и надежными. Им соответствовал и девиз компании: «Каждый может управлять фордом». Однако простота изготовления ограничивала число моделей. Не случайно Генри Форд говорил о своей модели «Тин Лиззи»: «Вы можете заказать машину любого цвета, но в настоящее время мы производим модель только черного цвета». Применение несущего кузова, избавившего автомобиль от громоздкой рамы, не только улучшило внешний вид, но и создало комфорт для пассажиров.

Любопытно, что Генри Форд был наделен и литературным талантом. Он написал книгу «Моя жизнь и мои достижения», в которой живо и увлекательно рассказал о своем нелегком пути к успеху.

Путь его не всегда был усыпан розами. В 1915 году его модель потерпела сокрушительное поражение на европейских гонках в Ле-Мане, и Генри Форду пришлось сократить экспорт своих машин в Европу. С тех пор завоевание европейского автомобильного рынка стало мечтой изобретателя. В годы Второй мировой войны он решительно отказался от сотрудничества с германскими заводами, но фирма его продолжала существовать. После смерти изобретателя в 1946 году ее возглавил его сын Генри Форд-младший.

К началу пятидесятых годов особой популярностью стали пользоваться спортивные машины. В это время Генри Форд решил выступить на рынке против «Феррари», «Порше» и «Ягуара». Его спортивный «Буревестник» был элегантной, легкой двухместной машиной, набиравшей скорость до 185 километров (115 миль) в час. В 1956 году эта машина с глубоко утопленными (по европейскому образцу) колесами считалась классическим образцом спортивного автомобиля. В 1957 году на ее основе появилась четырехместная модель.

В апреле 1964 года Генри Форд выпускает еще одну модель — известный «Мустанг». Предполагалось, что среди всех машин его компании он станет самым скоростным, а значит, и самым популярным. Так это и случилось. «Мустанг» был представлен в апреле 1964 года на мировой ярмарке в Нью-Йорке. Все выставленные одноместные машины были проданы в первый же день. Кроме того, было принято еще 20000 заказов от желающих ее приобрести.

К концу 1964 года Генри Форд продал четверть миллиона «Мустангов» и всего через год — еще два миллиона. В 1966 году на гонках в Ле-Мане спортивный «Мустанг» стал победителем. Так модели Генри Форда завоевали не только Америку, но и Европу.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!