Франклин, Джон

(1786-1847) английский полярный исследователь

Джон Франклин родился в 1786 году в графстве Линкольншир и с детства мечтал о море. Мечта его осуществилась, когда он стал кадровым офицером королевского флота. В 1818 году, командуя кораблем «Трент», Джон участвовал в экспедиции известного географа Д. Бьюкена, поставившего перед собой задачу пройти к Берингову проливу северовосточным путем, через Северный полюс. Однако это сделать не удалось из-за встретившихся тяжелых льдов.

Франклин не боялся трудностей, что подтвердили его последующие экспедиции к американскому материку. В 1819— 1822 гг. он пересек территорию Канады, исследовав устье реки Коппермайн, и завершил поход в Гудзоновом заливе. Позднее, в 1825—1827 гг. , им была обследована река Мак-кензи и территория, прилегающая к Большому Медвежьему и Большому Невольничьему озеру. Так что к 1845 году, когда Франклин решил отправиться на поиски Северо-западного прохода — морского пути между Тихим и Атлантическим океаном, он был опытным и смелым исследователем. Тогда контр-адмиралу Франклину было пятьдесят девять лет.

В мае 1845 года он отправился в экспедицию на двух кораблях, с экипажем, состоявшим из 120 человек. Корабли — «Эребус» и «Террор» — были оснащены новыми паровыми двигателями и особо прочными винтами. Экспедиция также имела запасы продовольствия, которых должно было хватить на три года.

Последний раз корабли Франклина видели в Баффиновом заливе спустя два месяца после их отплытия в Арктику. После этого о нем не было никаких известий. С тех пор на его поиски было послано сорок экспедиций, одну из них возглавил 73-летний контр-адмирал Джон Росс, в свое время совершивший ряд путешествий в Арктику и возведенный за свои деяния в рыцарское достоинство. Однако и он не нашел никаких следов Франклина.

В 1853 году экспедиция под руководством Роберта Мак-Клюра прошла на нартах вдоль Северо-западного прохода со стороны Берингова пролива. Этот переход разрешил географическую проблему пути из Тихого океана в Атлантический вдоль побережья Северной Америки с запада на восток.

В 1857 году официальные поиски экспедиции Франклина были прекращены, и с этого времени леди Франклин сама финансировала дальнейшие экспедиции. В 1859 году экспедиция под командованием Леопольда Мак-Клинтока обнаружила скелеты и часть судового журнала на мысе Феликс и на острове Кинг-Уильям, внутри Северного полярного круга.

Только теперь история этой экспедиции была восстановлена. Полагают, что корабли Франклина попали в ледяную ловушку в сентябре 1845 года. Из-за этого полярникам пришлось провести зиму на судне. Однако и летом они не смогли освободиться из ледяного плена, поэтому экипажу пришлось провести еще одну зиму на борту своих кораблей. Во время этой зимовки сэр Джон Франклин умер на своем судне в конце 1847 года.

Наконец оставшаяся часть экипажа решила сойти на землю, взяв с собой все припасы, и идти на юг. Это было роковое решение. Люди не могли долго выносить ледяной холод, скоро закончились продукты, в отряде начались болезни. В замерзших водах на протяжении многих миль протянулся трагический след из тел погибших и их вещей. Так и не дойдя до обитаемых районов, все члены экспедиции погибли.

Уже в наши дни, в 1984 году, на острове Кинг-Эдвард нашли тела двух членов экипажа Франклина, которые сохранились в условиях вечной мерзлоты в своих ледяных могилах.

Полагают, что причиной смерти многих людей Франклина и, может быть, даже его самого стали пищевые отравления. Среди припасов экспедиции были консервы с говядиной. Согласно одной из версий, консервы были испорченными, и в говядине появился страшный яд ботулин.

Однако, несмотря на столь трагический исход, экспедиция Франклина имела огромное научное значение. Исследователи постоянно вели научные записи. Когда погибшую экспедицию обнаружили, нашли и эти бесценные сведения о ее маршруте и описания прилегающих территорий. Поэтому, когда в 1905 году Руалю Амундсену удалось наконец пройти по Северо-западному проходу на корабле, экспедиция посвятила свой подвиг первооткрывателю этого важнейшего пути — Джону Франклину.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!