Ганди, Мохандас (Махатма) Карамчанд

(1869-1948) один из лидеров индийского национально-освободительного движения

Жизнь Махатмы Ганди тесно связана с историей борьбы индийского народа за свою национальную независимость. В детстве он был застенчивым, легко возбудимым мальчиком. Тем не менее ему достало решимости, чтобы в 18 лет отправиться в самостоятельную поездку в Лондон. Там он получил юридическое образование.

В 1893 году Махатма Ганди отправился в Южную Африку, чтобы представлять интересы одной из индийских фирм на судебном процессе. Вскоре после приезда туда он понял, как много там проблем у индусов, негров и других представителей небелого населения.

Махатма Ганди решил остаться в Африке, чтобы помогать им. Он пробыл там с 1893 по 1914 год, защищая интересы своих соотечественников, проживающих в этой стране. Он начал защищать их в суде и вскоре стал известным адвокатом, составив себе неплохое состояние.

Именно в это время Махатма и выработал собственную тактику поведения, в основе которой лежал принцип ненасилия. Его идея состояла в том, чтобы пассивно противодействовать несправедливым законам, отказываясь от любых насильственных действий. Вскоре Ганди даже отказался от богатства и стал вести простой образ жизни.

В Индии, которая все еще оставалась британской колонией, эта тактика гражданского неповиновения получила широкое распространение. Она означала, что люди безропотно воспринимают любое решение властей, но не спешат его выполнять. Такое пассивное сопротивление привело к тому, что англичане вынуждены были пойти на уступки и провести в Индии ряд реформ.

В 1915 году Махатма Ганди вернулся в Индию и вскоре возглавил партию Индийский национальный конгресс. В то время он еще не выступал против господства англичан на своей родине. Но после событий 1919 года, когда солдаты открыли огонь по толпе невооруженных индусов, убив почти 400 человек и ранив более 1000, Ганди изменил свою позицию.

В течение 20 лет он непосредственно руководил борьбой за независимость от правительства Британии, несколько раз подвергался арестам. В 1922 году его посадили в тюрьму на два года. И все-таки Махатма Ганди не держал зла на своих противников. Он не проявлял по отношению к ним ни гнева, ни ненависти. Ганди таким образом надеялся убедить своих оппонентов в том, что его дело правое. Когда его освободили, он отошел от политики и отправился в странствие по Индии. Во время этого путешествия он хотел получше узнать жизнь людей и попытаться улучшить ее.

За эти годы Махатма Ганди удалось изменить статус неприкасаемых — низшей среди индийских каст. Он также верил в то, что все народы и нации должны жить самостоятельно. Он старался воздействовать на людей своим личным примером, посвящая часть дня ткачеству домашней одежды. По его мнению, развитие промышленности, как в Европе, так и в Америке, приводило к эксплуатации, жадности и нищете.

В 1929 году национальные политики пришли к выводу, что Великобритания не собирается предоставлять Индии независимость и что их пассивная деятельность вызывает еще большие беспорядки среди местного населения. Оказалось, что невозможно поддерживать колониальные власти и одновременно делать людей счастливыми.

В 1930 году Махатма Ганди вернулся из странствия и начал свою вторую кампанию по неподчинению властям. На этот раз он собрал гораздо больше сторонников. Одним из мероприятий, которое принесло ему еще большую популярность, был своеобразный соляной бунт.

Жители Индии были вынуждены покупать соль у государства, хотя могли производить ее сами, и даже с меньшими материальными затратами. Поэтому Махатма Ганди отправился за 32 километра, в местечко Данди, чтобы там добывать соль из воды. Вначале правительство проигнорировало такую своеобразную форму протеста. Но вскоре тысячи людей присоединились к Ганди. «Мы идем во имя Господа», — заявил Махатма Ганди. Он учил своих сторонников самим добывать соль.

Местные чиновники на всем протяжении пути бросали работу и присоединялись к сторонникам движения. Соляной бунт имел огромный резонанс, а журналисты во всем мире поддержали это движение. Однако Махатма Ганди и его ближайший сторонник, председатель Индийского национального конгресса Джавахарлал Неру, были арестованы.

В 1931 году лидеры ИНК встретились с наместником королевы, вице-королем лордом Ирвингом и подписали соглашение, получившее название Делийского пакта. Это был шаг навстречу гражданскому согласию, что в целом должно было привести страну к национальной независимости. Однако начавшийся в 1935 году процесс был прерван Второй мировой войной.

Теперь Махатма Ганди оказался перед дилеммой: нужно было поддержать Британию в борьбе против Гитлера, а это шло вразрез с его политикой непротивления. Кроме того, после второго ареста он вновь попытался отойти от политики и последнее время практически не занимался ею. На предложение о сотрудничестве Ганди ответил отказом и потребовал немедленного выхода Англии из войны. В результате он вновь оказался в тюрьме вместе с другими профсоюзными деятелями.

После освобождения из тюрьмы в 1944 году Махатма Ганди продолжал борьбу за независимость. Она осложнялась противоречиями между индусами и мусульманами. Ганди тщетно боролся против раскола, но он все-таки произошел и привел к созданию в 1947 году самостоятельного мусульманского государства Пакистан.

В том же году Индия завоевала независимость. Махатма Ганди выступил против начавшихся после этого индо-мусульманских погромов и был убит одним из религиозных фанатиков во время молитвы.

В памяти народа Ганди остался как Махатма — наставник. Другое значение этого имени — великая душа.

Учение Махатма Ганди (гандизм) стало программой национально-освободительной борьбы и завоевало миллионы сторонников во всем мире.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!