Герман Алексей Юрьевич

(род. в 1938 г.) российский режиссер, сценарист, актер

Алексей Герман родился в семье писателя Юрия Германа, привлекавшего своими романами читателей разных поколений. Можно отметить такие его произведения, как романы «Наши знакомые», «Лапшин», «Один год», «Дело, которому ты служишь», «Дорогой мой человек», «Я отвечаю за все». Мать Алексея, по профессии врач-бактериолог, происходила из богатой в прошлом семьи. Она часто рассказывала сыну разные истории: как дружила с Юрием Тыняновым, как за ней ухаживал Владимир Маяковский. В доме, конечно, перебывало в доме немало знаменитостей, в основном они принадлежали к тому же кругу интеллигенции, среди них были А. Ахматова, А. Райкин, Д. Шостакович.

Несмотря на внешнее благосостояние семьи, Алексей предпочел пойти по нетрадиционному пути, отстаивая свою точку зрения. В 1960 году он закончил режиссерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии им. Н. Черкасова, мастерскую Г. Козинцева, и избрал родной город постоянным местом работы.

Получив специализацию «театральный режиссер», в течение некоторого времени А. Герман работал в Академическом Большом драматическом театре в качестве ассистента Г. Товстоногова. Вначале он был режиссером-ассистентом, затем стал «дежурным», следившим за идущими на сцене спектаклями. Алексей Герман считает, что именно общение с Товстоноговым помогло ему обрести навыки работы с актерами.

Самостоятельно он начал работать в Смоленском театре: поставил несколько спектаклей, но понял, что театральная режиссура — не для него. Но и в кино у него сохранилась «театральная точка зрения». Он делает кадр сразу, как мизансцену. Поэтому для него важен сам процесс съемок, а монтировать и редактировать ему неинтересно.

С 1964 года А. Герман является кинорежиссером-постановщиком киностудии «Ленфильм». В 1968 году он выпустил свой первый фильм «Седьмой спутник». Вторым режиссером стал Г. Аронов, сценарий написали Ю. Клепиков и Э. Дубровский.

Большинство своих фильмов Герман создал по произведениям отца, он и сам признается, что, хотя в его картинах нет прототипов близких, все же многие его персонажи автопсихологичны. Первым подобным фильмом стала картина «Проверка на дорогах», снятая в 1971 году и пролежавшая «на полке» до 1986 года. Некоторые ее моменты показались в то время оскорбительными, поскольку показывали войну без какой бы то ни было героизации. Но талант режиссера был настолько очевиден, что комиссия, запретившая картину, так и не смогла дать развернутое обоснование своего решения и ограничилась краткой формулировкой «по идеологическим соображениям».

Несмотря на поздний приход к зрителю, Герман сыграл свою роль в общественно-политической жизни страны. После выхода картины на широкий экран режиссер был удостоен Государственной премии и звания народного артиста РСФСР.

Следующей его работой стал фильм «Двадцать дней без войны», поставленный по повести К. Симонова. И здесь выразился нестандартный взгляд режиссера, внимательно зафиксировавшего и военные эпизоды, и парадную сторону, и тяжкую повседневную рутину, и трудности тыловой жизни. На фактографический фон накладываются непростые взаимоотношения героев. Авторская позиция выражена опосредованно, говорят прежде всего герои фильма, получающие не просто право голоса, а возможность произнести монологи исповедального характера.

Подробно фиксируя происходящее, режиссер кажется нарочито небрежным, эпизоды обрываются не заканчиваясь, но ведь и в реальности не бывает плавно текущего жизненного потока. Подобный подход был признан не соответствующим действительно бывшему, и только благодаря личному вмешательству К. Симонова картина увидела свет. Писатель прочитал и текст от автора.

Фильм «Мой друг Иван Лапшин» (1984) произвел не менее ошеломляющее впечатление. Многие полагали, что режиссер решил вернуться в свое детство: ведь жилище милиционеров в фильме представляет собой точную копию квартиры преуспевающего писателя Юрия Германа на Мойке.

Приближаясь к форме притчи, режиссер проводит мысль, что у каждого человека есть свой дом, и если дом разрушается, то человек умирает. В фильме Германа люди живут в ситуации перехода, они просто приспособились к жизни и мечтают о непонятном даже для них светлом будущем. Конкретны только условия, в которые они помещены, все остальное, как выясняется, является только иллюзией. Поэтому вновь Герман подробно прописывает бытовую сторону, фиксируя множество вещей и предметов, из которых вновь пытается создать цельный образ некоего времени. Образ Рассказчика вводит в ушедшую эпоху 1937—1938 гг. Любопытно, что по стилистике этот фильм близок к картине «Утомленные солнцем» Н. Михалкова, где также подробно передана повседневность, неожиданно рушащаяся ярким солнечным днем.

В отличие от других режиссеров, Герман предпочитает снимать черно-белые картины. Даже в фильме «Мой друг Иван Лапшин», снятом на цветной пленке, яркий цвет погашен техническими средствами и работой оператора. Возникающие цветные куски в картине выполняют функцию своего рода ограничительной линии. Суть событий пролегает внутри. Режиссер полагает, что в цветном изображении не удается создать выразительные портретные характеристики, поскольку ему мешают возникающие переливы и переходы цветовой гаммы. Герман считает, что в цвете восприятие определяет ощущение любования.

В 1986 году режиссер был удостоен приза жюри «Бронзовый леопард» и приза ФИПРЕССИ на кинофестивале в Локарно за фильм «Мой друг Иван Лапшин».

Как вспоминает бывший руководитель Союза кинематографистов Э. Климов, судьба картины оказалась сложной, от режиссера потребовали всяческих изменений. Климов посоветовал вывезти картину и перемонтировать ее. Герман отказался. После камерного просмотра и произошел постепенный выход картины на основной экран. За первый месяц ее посмотрели семнадцать миллионов зрителей, что стало абсолютным рекордом в тогдашнем прокате.

Своим зрителем Герман называет того, кто способен увидеть за внешним слоем внутренний, почувствовать за нагромождением деталей, которым так отличаются его картины, идею и проблемы воссоздаваемого времени. Такого зрителя не было в Каннах на картине «Хрусталев, машину!». Сталинский тоталитаризм, история Берии оказались чуждыми и непонятными западным киноведам. Члены жюри практически в полном составе ушли с картины еще до ее окончания. Председатель жюри сказал, что язык картин Германа опережает свое время на несколько лет. Но неприятие концепции режиссера вовсе не означало непонимания уровня, на котором сделан фильм. Поэтому картина и получила один из призов.

Во время проката тоже произошло нечто подобное. Только самые настойчивые зрители постигли замысел режиссера, который хотел показать конкретное время, людей в истории и отрицательные проявления человеческой натуры. Возможно, отторжение части зрителей от картины «Хрусталев, машину!» было вызвано тем, что Герман продолжил тот же разговор, который вел начиная со своих военных лет. Сталинское время стало частью истории, и теперь требуется не только констатирующий и анализирующий взгляд на него. Новое поколение привыкло к зрелищному кино, но оно нуждается в объяснении произошедшего. Поэтому Герману рано или поздно пришлось бы менять документальную стилистику своих фильмов и вводить пророческую линию.

Пока что предельно достоверная атмосфера действия и драматизм событий являются отличительными особенностями его почерка. Известно, как тщательно он подбирает реквизит, добиваясь, чтобы в картине были задействованы только настоящие предметы.

Ощущая необходимость взгляда в будущее, он обратился к фантастике: начал снимать картину по произведению братьев А. и Б. Стругацких «Трудно быть богом» под названием «Табачник с Табачной улицы». Ведь в отечественной культуре через фантастику часто передавались футурологические проблемы. Теперь гиперреализм и гипердокументальность Германа должны наложиться на философскую канву, и пока трудно сказать, что же в итоге получится.

Режиссер необычайно тщательно подбирает актеров в свои картины, ему нужно выразительное лицо, которое запоминается уже само по себе. Так он открыл прекрасного актера Андрея Болтнева. Он умеет разрушить сложившееся амплуа актера, превратить комика в трагического героя. Так произошло в картине «Двадцать дней без войны» в прекрасном дуэте Ю. Никулина и Л. Гурченко.

Возможно, прекрасный подбор актеров удается Герману и потому, что он снялся почти в десяти картинах: «Раффер-ти» (1980), «Замок» (1994), «Мания «Жизели» (1995), «Сергей Эйзенштейн», «Автобиография» (1996).

Интересно, что Герман пробует себя и в педагогической деятельности, ведет авторский курс на Высших курсах сценаристов и режиссеров. В 1990 году он организовал Студию первого и экспериментального фильма «Санкт-Петербург» (СПиЭФ) и получил приз «Золотой овен» в номинации «человек кинематографического года» «за создание уникальной студии, интуицию и настойчивость».

Особую роль в жизни Алексея Германа играет его вторая жена Светлана Кармалита. Начиная с картины «Мой друг Иван Лапшин» она стала постоянным соавтором Германа. Сын режиссера ищет свой путь во ВГИКе на режиссерском факультете.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!