Гойя-И-Лусиэнтес, Франс Ис Ко
(1746-1828) испанский живописец и гравер
Биография Гойи — это путь взлетов и падений, славы и забвения. Он родился в крестьянской семье в испанской провинции Арагон. Еще в детстве обнаружились его необычайные художественные способности, после чего юноша был определен в ученики к художнику и живописцу X. Лусану-и-Мартинесу.
Некоторое время он был даже матадором, что нашло отражение в его творчестве. Переломным же для него становится период с 1765 по 1769 год, когда Гойя попадает в Рим, где занимается не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их живописи.
Вернувшись в 1771 году в Испанию, Гойя создает множество исторических и жанровых картин, рисунков и картонов для ковровой фабрики святой Варвары. В то время гобелены только входили в моду как важный декоративный элемент домов, и имя молодого художника сразу становится известным. Картоны Гойи отличались необычайным разнообразием, богатством фантазии, оригинальностью замыслов и мастерством исполнения. Гойя одним из первых продемонстрировал технику сочетания различных тонов. Он проявил себя как блестящий знаток композиции, запечатлев в своих жанровых сценках повседневную жизнь и народные развлечения. Наиболее известными стали его картины «Зонтик» (1777), «Игра впе-лоту» (1799), «Игра в жмурки» (1791). Всего для королевской мануфактуры он выполнил свыше 60 картонов.
Поражает и жанровое разнообразие созданных Гойей картин. Он писал фрески преимущественно религиозного содержания в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771—1772).
Значительны его портреты, в которых он сумел передать не только внешнее сходство, но и душевное состояние людей. Гойя продолжал свои поиски колористической манеры, фигуры и предметы на его портретах как бы растворяются в тонкой дымке. Такое впечатление вызывают его картина «Семья герцога Осуна», созданная в 1787, или портрет маркизы А. Понтехос (около 1787).
Творческая судьба художника была удачной. Он получил признание своих коллег и был обласкан королевской семьей. В 1780 г. Гойя был избран в мадридскую Академию художеств, в 1785 году становится ее вице-директором, а с 1795 — директором живописного отделения. В 1786 он был назначен придворным живописцем, а с 1799 — «первым живописцем короля». Любопытно, что Гойя написал портреты всех четырех королей, которые правили во время его жизни.
Однако Гойя относился к тем художникам, которые всегда открыто выражали свои симпатии и антипатии. Так, в 1793—1798 годах, поселившись в Мадриде, он создает цикл офортов из 80 листов под общим названием «Капричос», где откровенно издевается над пороками аристократии, инквизиции, монашества и вообще испанских нравов.
Обычно из своих офортов Гойя создавал цикл на ту или иную тему. Таков графический цикл, посвященный тореадорам. Первый из них, под названием «Тореадорство со времен Сида», состоит из 30 листов. Художник написал его примерно в 1810 году. Следующий цикл, «Пословицы», состоящий из 18 листов, является своеобразным продолжением «Капричос», а в серии «Бедствия войны», созданной в 1810—1815 годах на 80 листах, художник изобразил сцены французского нашествия на Испанию при Наполеоне 1.
Глубокий подтекст, острая выразительность линии, соединение пятен и штрихов, контрастов света и тени, гротеска и реальности, аллегории и фантастики с трезвым анализом действительности открыли совершенно новые пути развития европейской гравюры.
В 1790-х — начале 1800-х годах исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бер-мудес), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798), аромат тайны и скрытой чувственности («Маха одетая» и «Маха обнаженная» (около 1802). С удивительной силой запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете «Семья Карла IV» (1800).
Обладая четко выраженной гражданской позицией, Гойя отразил ее и в своих больших полотнах, написанных около 1814 года, которые он посвятил борьбе против французской интервенции. Это «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года».
В начале 1790-х гг. в результате тяжелой болезни художник оглох. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме «Кинто дель Сордо» («Дом глухого»), стены которого расписал маслом. Эти росписи наполнены симво-лико-мифологическими образами и гротескно заострены. Они будят воображение читателя, заставляя его быть зрителем и соучастником одновременно.
Вместе с тем в картинах, написанных в это время, как, например, «Похороны сардинки» или серии офортов «Тавромахия», Гойя сохранил присущий ему динамизм, четкое композиционное решение, любовь к жизни. Однако после восшествия на испанский престол Фердинанда VII отношение Гойи к правительству изменилось, и он вынужден был удалиться во Францию. С 1824 г. Гойя жил в Бордо, где писал в основном портреты друзей, осваивал технику литографии. Как художник он оказал огромное влияние на развитие культуры нескольких стран.
Добавить комментарий