Гёте, Иоганн Вольфганг
(1749-1832) великий немецкий поэт и мыслитель эпохи Просвещения, один из основоположников немецкой литературы XIX века
Сын имперского советника, патриция, Иоганн Вольфганг Гёте получил прекрасное домашнее образование, затем изучал право в университете в Лейпциге, потом в университете города Страсбурга. Много читал, слушал лекции, занимался разными исследованиями. Рано начал писать стихи.
По воспоминаниям современника, в 25 лет Иоганн Гёте был «красивый юноша, с головы до пят воплощение гения, силы и мощи; сердце, полное чувства; дух, полный огня, с орлиными крыльями». Натура деятельная, непримиримая и вдохновенная, он сразу включился в идейное движение «Бури и натиска» (название пошло от драмы Клингера «Буря и натиск»), объединившее передовую интеллигенцию. Это движение выражало общенациональные интересы и выступало против абсолютизма во всем: в политике, общественной жизни, искусстве. «Молодые гении», как они сами себя называли, защищали право личности на свободу, «творческое своеволие», выдвигали программу обновления немецкой литературы. Все надежды они возлагали на силу человеческого разума. Гёте пишет талантливые статьи по созданию общенациональной литературы, обращается к великому опыту Шекспира, ценя в его творениях жизненность характеров.
В 24 года он написал драму «Гёц фон Берлихинген», которая подняла его сразу на вершину немецкой литературы. Все в драме было новаторским. И в первую очередь герой — мелкопоместный рыцарь XVI века, который восстает против произвола князя, против придворных, попов, имперского войска. Гёц — за возврат старых, патриархальных отношений между императором и рыцарями. Справедливость на его стороне. Гёте вступает открыто в схватку с тем миром, который силен коварством, интригами, обманом. Он поддерживает восставших крестьян, но когда их требования становятся опасными, он оставляет их и остается один. Отважный борец погибает. Пронзительно печальны его последние слова, обращенные к жене: «Я оставляю тебя в развращенном мире: приходит время обмана, ему дана полная свобода. Негодяи будут править хитростью, и честный попадет в их сети».
Друзья называли Гёте «честным Гёцем».
Образцом величайшего мастерства является лирика молодого Иоганна Гёте. «Дикая роза», «Песнь странников в бурю», «На озере» и другие стихотворения произвели настоящую революцию в немецкой метрике стиха.
Всего ярче настроения «Бури и натиска» выразил роман в письмах «Страдания молодого Вертера» (1774), который принес Гёте мировую славу. Он потряс сердца людей, хотя здесь не было «ни бури, ни натиска». Время действия романа 1771—1772 гг. совпало с периодом в жизни Гёте, когда он пережил порыв к самоубийству из-за любви. Добрый, сентиментальный юноша, Вертер бросает службу в канцелярии посланника, где царствуют честолюбие и зависть, покидает город и устремляется в деревню, где люди живут в близости с природой, просты и естественны. Пустоте и ничтожеству аристократов и циничной расчетливости бюргеров Гёте противопоставляет простых людей.
Вот запись в его дневнике от 15 мая:
«Простые люди нашего городка уже знают и любят меня, в особенности дети. Я сделал печальное открытие....Как справедливо мое давнее наблюдение: люди с определенным положением в свете всегда будут чуждаться простонародья, словно боясь унизить себя близостью к нему; а еще встречаются такие легкомысленные и злые озорники, которые для вида снисходят до бедного люда, чтобы только сильнее чваниться перед ним... Лот, кто считает нужным сторониться так называемой черни из страха уронить свое достоинство, заслуживает не меньшей хулы, чем трус, который прячется от врага, боясь потерпеть поражение».
Но мир в хижинах — это только иллюзия. И здесь возможны и неизбежны страдания и даже преступления. Вертер — художник, чуткий к голосу природы, и талантливый писатель не по ремеслу, а по призванию. Безнадежно влюбленный в Лотту, невесту своего друга, Вертер не может справиться со своими страданиями. Хрупкая душа юноши не в силах преодолеть душевные муки от всех впечатлений безрадостной жизни, и Вертер кончает жизнь самоубийством.
«Вертер» — это его письма к другу, его страстный монолог-исповедь. Он и начинается словами: «Бесценный друг, что такое сердце человеческое?». Это было грустное произведение из современной жизни, посвященное горячему сердцу, это летопись пылкой юношеской любви. Форма романа дала возможность автору передать всю гамму чувств героя и через его сознание отразить общественные противоречия. Трагедия Вертера не только в том, что он потерял Лотту, которая предпочла ему рассудительного Альберта, но и в том, что ему не было места в тогдашней Германии.
Роман имел небывалую популярность. Наполеон возил его в египетский поход. А для некоторых чувствительных читателей он имел горькие последствия: потрясенные страданиями «мятущегося мученика», они нашли в них отражение собственной драмы и пускали себе пулю в лоб. Из-за этого в Лейпциге роман даже запретили переиздавать. Хотя в нем не было героя-бунтаря, как в «Гёце фон Берлихингене», критический пафос был страстным и убедительным, Гёте уловил дух времени, живой жизни.
Желание противопоставить бюргерской жизни жизнь героев, мятежников и титанов сказалось в набросках двух драм — «Магомет» и «Прометей».
В 1775 г. Иоганн Вольфганг Гёте получает приглашение от саксен-веймарского герцога Карла Августа, любителя искусств, и переезжает в Веймар, чтобы возглавить театральную и художественную жизнь в герцогстве.
Государство было небольшое, около ста тысяч населения. Статус доверенного лица и тайного советника, а затем и министра герцога, давали Иоганну Гёте возможность для широкого поля деятельности. Но его темперамент наткнулся на силу устоев и традиций. Гёте покидает Веймар и направляется на два года в Италию. Вернувшись, он женится на работнице цветочной мастерской Кристиане Вульпиус, вызвав осуждение общества тем, что пренебрег титулом дворянина, который ему даровал герцог.
Италия дала взлет поэзии Иоганна Гёте. Он влюбился в античное искусство, в его «благородную красоту и умиротворенное величие». Влияние классики сказалось на лирической поэзии (цикл стихов назван «Приближение к античной форме») и на прекрасных драмах: «Эгмонт», «Ифигения в Тавриде» и «Торквато Тассо».
Гёте отходит от настроений «Бури и натиска», его привлекает поиск мирных путей преобразования мира, идея гармонической личности. Он считает, что Германия во всех отношениях еще страна незрелая для таких катаклизмов, как во Франции. «Познавая самого себя, живи в мире с миром», — таким девизом отвечает Гёте на европейские революции. Он сопровождал своего монарха в военной кампании, когда немецкая армия столкнулась при Вальми с крестьянскими отрядами французской революционной армии и была ими разгромлена. Тогда он сказал великие слова: «Здесь и сегодня начинается новая эпоха мировой истории». Гёте понимал историческую неизбежность французской революции. Но якобинский террор оттолкнул его. В ряде произведений бушующему вулкану он противопоставил мирное сожительство немецких сословий («Гражданин-генерал», «Герман и Доротея»).
Поэт отказывается от приглашения поехать в Париж, но приветствует Наполеона, видя в нем то умеренное направление, к которому свелся разгул французской революции. Все крупные исследователи творчества Гёте отмечают, что, с одной стороны, он восстает против немецкого общества своего времени, обрушивает на него всю силу своего негодования и вместе с тем примиряется с ним, защищает его от напирающего на него исторического движения. То презирающий гений, то осторожный примиренец.
Да, Гёте все больше склонялся к идее созидающей. В знаменитом романе «Годы странствий Вильгельма Мейстера» (три книги, 1821—1829) он видит смысл существования в полезном труде. Бывший актер, ставший хирургом, Мейстер отправляется в путешествие, чтобы изучить жизнь, чтобы разумно исправить ее. Это книга об отречении от эгоизма во имя всеобщего счастья. Гёте углубился в исследование сложного, диалектического характера исторических явлений. Благодаря страстному желанию освободить мир от всего несправедливого, пошлого и уродливого и утвердить гуманистический идеал, реализм Гёте революционизировал дух современников, давал мощный импульс духовному развитию.
Одна из вершин лирики поэта — «Западно-восточный диван» (1822).
Итогом всех поисков и открытий стала трагедия «Фауст» — 60-летний труд Гёте. Еще в период «Бури и натиска» он обратился к легенде о докторе Фаусте, ученом Средневековья, и написал так называемого «Прафауста». Этот действительно существовавший доктор умер неестественной смертью, что послужило поводом для толков о его дружбе с дьяволом, которому он продал душу за познание и наслаждение. Когда срок их договора истек, дьявол утащил его в преисподнюю. Эту легенду использовали многие писатели, но только под пером Иоганна Гёте она превратилась в гениальное творение с огромным философским содержанием.
«Фауст» начинается «Прологом на небесах». Бог наблюдает за Фаустом, магистром и доктором, который мучительно ищет пути познания тайн мира. Он бессилен открыть истину и готов предаться магии, чтобы духи дали ему силы постичь «всю мира внутреннюю связь». Это знание он не променял бы и на царскую порфиру. Фауст готов расстаться с жизнью, чтобы доказать, что «человек богам не уступает».
Мефистофелю, духу отрицания, неверия, сомнения, удается увлечь Фауста из скучного кабинета. Для скептика Мефистофеля человек лишь «кузнечик долгоногий», жалкая тварь. И он хочет доказать это Фаусту, сопровождая его по миру. Он согласен быть слугою доктора, пока не докажет ему, что «дух человеческий и гордые стремления» ничто в сравнении с утехами и соблазнами бытия, и увлекает его «в мир, где жизнь сверкает». Он уверен, что Фауст забудет о своих мучениях, как только вкусит радости грешного человека. Мефистофель хочет завладеть душой Фауста и заставляет ученого подписать кровью их договор. Как только Фауст воскликнет: «Мгновение, прекрасно ты, продлись, постой!», — значит, Мефистофель победил, и душа Фауста становится его собственностью.
Сцены и диалоги, написанные то возвышенно, то живо-озорно, то лирически, то иронично, дышат смелостью и юной отвагой, словно это создание совсем молодого Гёте. Но все это богатство содержания пропущено через мощь интеллекта зрелого автора, художника и мыслителя.
Живописный образ Мефистофеля, коварного искусителя, полон искрометной находчивости и злой иронии, является лучшим подобным созданием в мировой литературе. Скепсис Мефистофеля имеет свою положительную сторону: он помогает критически осмыслить явления, увидеть диалектическую их противоположность, мудрее воспринять мир. Ему принадлежат многие лучшие сентенции в произведении. Именно он произносит мудрые слова, обращенные к ученику Фауста: «Суха, мой друг, теория везде, А древо жизни вечно зеленеет». Свое понимание двойственности буржуазного прогресса, несущего новое рабство, он облекает в ядовитую формулу: «Разбой, торговля и война. Не всё ль равно? Их цель одна». Хотя сам он действует именно по этой формуле.
Погубить душу ученого Мефистофелю не удалось. Пережитая Фаустом трагедия любви лишь усиливает его страсть к познанию, действию. Всем движением трагедии, Иоганн Гёте подводит к выводу: «В деянии начало бытия». Через путь разочарований, страданий Фауст приходит к утверждению идеала жизни. Этот идеал — в свободном труде на свободной земле. И деятельный человек в будущем может и должен обрести его.
Мефистофель оказывается посрамленным. Зло не сумело завладеть Фаустом, нашедшим истину в самоотречении ради людей. Ангелы возносят душу Фауста в рай.
Всю исполинскую мощь своего гения, всю мудрость своего познания жизни Гёте воплотил в «Фаусте». Многими своими прозрениями он опередил свою эпоху. Решая вечные проблемы, он показал, что путь человека к истине, к идеалу сопряжен с утратами, ошибками, отказом от успокоительных иллюзий. Он показал, что познание истины беспредельно. Идею познания поэт связал с судьбой человека. Он определил высокое призвание человека на земле, пропел гимн его разуму и сердцу. Вторая часть трагедии была опубликована после смерти Иоганна Вольфганга Гёте — в 1831 году.
Фигура писателя-титана завершила эпоху в развитии литературы Европы.
Иоганн Гёте оставил огромное наследие: веймарское академическое издание составило 143 книги.
Образы Гёте вдохновляли многих художников и композиторов. Людвиг Бетховен создал гениальную музыку на тему «Эгмонта», Ш. Гуно — оперу «Фауст». Широко известны рисунки Э. Делакруа к «Фаусту».
Переводы «Фауста» на русский язык были сделаны в XIX веке Губером, Вронченко, Холодковским, в XX веке — Пастернаком.
Добавить комментарий