Хонда, Соичиро
(1906-1991) японский изобретатель и предприниматель
Жизнь Соичиро Хонды прошла в постоянной борьбе за существование. Он был первым ребенком в семье бедного сельского кузнеца и с раннего детства помогал отцу, подрабатывая ремонтом велосипедов и бытовой техники.
В 1922 году Соичиро Хонда закончил среднюю школу и отправился в Токио. По протекции земляка он поступает учеником в авторемонтную мастерскую. Проявив прилежание и техническую сноровку, он вскоре становится помощником хозяина и начинает копить деньги для открытия собственного дела.
Через шесть лет Хонда возвращается на родину и поселяется в городе Хамаматсу. Он покупает небольшой участок земли с домом и открывает авторемонтную мастерскую.
Одновременно он патентует свое первое изобретение — конструкцию металлической спицы для автомобильного колеса. Хотя патент и не принес больших денег, уже тогда Соичиро Хонда понял, что нужно искать простые решения сложных проблем.
Постепенно он организовал в своей мастерской лабораторию, где занимался новыми разработками. В 1938 году Хонда изобретает поршневое кольцо, позволившее существенно улучшить качество работы двигателей внутреннего сгорания и уменьшить износ поршней. Изобретение привлекает внимание специалистов, через несколько месяцев его патент приобретает автостроительная компания «Тойота». Но Соичиро Хонда не торопится продавать влиятельной фирме право полностью распоряжаться его изобретением.
Получив деньги за патент и денежное вознаграждение, он переезжает в Токио, где организует собственную компанию по производству поршневых колец.
Постепенно Хонда начинает расширять производство и вскоре заключает выгодные контракты с несколькими фирмами. К этому времени он уже делал моторы для автомобилей и лодок. Выполнение нескольких военных заказов принесло ему стабильное место на японском моторном рынке. Его относительно устойчивое экономическое положение пошатнулось лишь в 1944 году, когда в ходе налетов американской авиации его завод был разрушен.
Несмотря на трудности, со свойственной ему дальновидностью и прозорливостью Соичиро Хонда совмещает восстановление завода с его перепрофилированием. Он прекращает производство поршневых колец и вместо них начинает производить небольшие бензиновые моторчики для велосипедов. Разворачивая в 1946 году производство, Хонда еще не подозревал, что открыл новый вид транспорта, позже получивший название мопеда (сокращенное обозначение моторизированного велосипеда).
Позже Соичиро Хонда признавался, что идею мопеда ему подсказало отсутствие бензина в Японии. Однажды он попал на склад оборудования, оставленного американскими военными, где нашел множество моторов, не находивших сбыта. Тогда Хонда решает сделать мотор, работающий на керосине. Но моторчик получился настолько слабым, что его можно было поставить только на велосипед. Соичиро Хонда сделал несколько образцов и раздал их своим знакомым. Результат превзошел все ожидания. К нему стали поступать заказы от торговцев, и он выпустил в продажу новый вид транспорта. Первую модель Хонда назвал «Дрим» (мечта). Она сразу же стала пользоваться огромной популярностью: быстрый, подвижный, недорогой транспорт пришелся как нельзя кстати в послевоенной Японии. В 1948 году Хонда вместе с предпринимателем Такео Фуджисава основал корпорацию «Хонда мотор компани», специально ориентированную на разработку и производство мопедов и мотоциклов. В тот момент Соичиро Хонда оказался единственным производителем такого вида транспорта, что и позволило ему быстро захватить японский рынок.
Он несколько раз усовершенствовал первую модель, пока однажды не понял, что исчерпал все возможности для реконструкции. В 1951 году Хонда объявляет о начале работы над новым поколением мопедов. Сохраняя высокую степень надежности, он создает модель, который мог управлять практически любой человек, имевший навыки координации движения и езды на велосипеде.
Мопед «Суперкэб» (сверхмашина) имел специальное центробежное сцепление, не требовавшее переключения передач. Кроме того, было сделано удобное сидение и специальная подножка, позволявшая легко парковаться в любом месте. Интересно, что на мопедах стали ездить не только мужчины, но и женщины, что для Японии с ее устоявшимися традициями было новинкой. Именно популярность мопеда среди женского населения страны сыграла ключевую роль в его распространении.
К 1958 году модель становится лидером продаж в Японии, Соичиро Хонда переносит производство в США. В результате рекламной кампании, стоившей более пяти миллионов долларов, всего через три года он обходит по объемам продаж более пятидесяти американских фирм, производивших аналогичную продукцию.
Через год мопед Хонды становится самым продаваемым в мире. Подобная популярность объяснялась не только дешевизной и надежностью модели, но и тем, что конструктор оснастил ее специальным катализатором, снижающим токсичные выбросы и позволяющим использовать практически любой вид топлива.
Кроме мопедов, Соичиро Хонда начинает производить тяжелые мотоциклы. Он лично разрабатывает стратегию рекламной кампании, и ему удается изменить само представление об этом виде транспорта.
Вместо страшноватого образа «Ангела Ада», представавшего в черной кожаной куртке, на огромном ревущем звероподобном чудовище черного цвета, Хонда предлагает изящные белоснежные машины со сверкающими плексигласом обтекателями и комфортабельными кожаными сидениями. Создавая свою машину, он частично использовал образ персонажа популярного научно-фантастического романа «Искусство существования при помощи мотоцикла». Кроме того, Соичиро Хонда оснастил свои мотоциклы системой электрозапуска, радиатором охлаждения. А на некоторых моделях были поставлены четырехтактные двигатели.
В начале шестидесятых годов компания Хонды производила по сто тысяч мотоциклов в месяц, а к 1968 году их количество только в США превышало миллион штук. Но изобретатель не стремился бесконечно наращивать производство: отработав ту или иную модель, технически усовершенствовав основные параметры, он обычно переходил к созданию принципиально новой техники. Его главный конкурент — фирма «Ямаха» — не смогла выдержать этого своеобразного марафона и вынуждена была пойти на серьезное сокращение собственного производства.
Уже в 1962 году на рынок была выпущена первая модель гоночной машины. На этот раз Хонде пришлось столкнуться с более влиятельными конкурентами — известными фирмами «Дженерал моторе», «Форд» и «Крайслер». Но гоночный автомобиль был нужен ему лишь для того, чтобы лишний раз заявить о себе.
Размышляя над дальнейшими перспективами своего бизнеса, Соичиро Хонда точно определил основную проблему, над которой бились самые крупные производители автомобилей, — снижение токсичности выхлопных газов. В то время крупнейшие производители автомобилей создавали наиболее эффективные системы конверторов — приборов, очищавших выхлопные газы. Хонда решил проблему по-другому.
Ему удалось разработать конструкцию каталитической свечи, и топливо стало сгорать более эффективно, что и привело к снижению вредных примесей в составе выхлопных газов. Новинка позволила удовлетворить самые строгие требования стандартов чистоты выхлопа и обогнать более солидных конкурентов. Впервые двигатель с низким уровнем загрязнения — «ССВС» — был установлен на автомобиле «Сивик», который начали выпускать в 1970 году. Уже через несколько месяцев он вошел в пятерку мировых лидеров по продажам.
Но восхождение к лидерству на автомобильном рынке оказалось гораздо более долгим и трудным, чем при производстве мопедов. Практически каждая модель создавалась в ходе сложных лабораторных испытаний.
Но Соичиро Хонде снова помог случай. В 1974 году на Японию обрушился нефтяной кризис и ведущие производители стали сокращать выпуск автомобилей. Он же, напротив, увеличил их производство, но снизил цену, что стало возможным за счет внедрения автоматики и других технических новинок. Расчет оказался верным: конкурентов удалось обойти и его фирма стала самой быстрорастущей компанией в мире.
Достаточно сказать, что в одной из последних моделей «Акьюра», чье производство контролировал сам Хонда, было использовано более 100 изобретений. Выход машины стал своеобразным памятником создателю. В 1991 году Соичиро Хонда неожиданно умер от остановки сердца.
О личной жизни Хонды известно немного. Хотя еще в девятнадцатилетнем возрасте он женился на своей землячке, бизнесмен пользовался устойчивой репутацией дамского угодника и даже плейбоя. Но никогда не позволял себе флиртовать открыто, не желая подрывать семейные устои. Соичиро Хонда был любящим отцом двух сыновей и двух дочерей. Правда, никто из его потомков не стал продолжателем семейного бизнеса.
Добавить комментарий