Кабалевский Дмитрий Борисович
(1904-1987) русский композитор
Дмитрий Кабалевский родился накануне Нового года, 30 декабря 1904 года, в Петербурге. Его отец Борис Клавдиевич, по образованию математик, уделял очень много внимания воспитанию сына и дочери Лены, которая была на год старше брата. Отец увлеченно занимался с детьми, прививая им интерес к географии, естествознанию, технике: он вылепил для них из цветной глины наглядную географическую карту России, рисовал им схемы звездного неба, вместе с детьми мастерил железную дорогу, учил их выпиливанию.
Борис Клавдиевич отлично знал литературу, часто декламировал детям наизусть стихи Пушкина, Лермонтова, отрывки из повестей Гоголя, который был самым любимым его писателем. Прекрасно разбирался он и в живописи, да и сам хорошо рисовал и часто водил детей в Русский музей. Он старался воспитать их так, чтобы они не чувствовали себя избранными оттого, что происходят из интеллигентной семьи, хотя и скромного достатка. Часто во время зимних прогулок они с отцом заходили попить чайку с мороза в извозчичью чайную.
Любовь к музыке и музыкальные способности Дмитрий скорее всего получил от матери, Надежды Александровны, которая хорошо играла на фортепиано и очень увлекалась музыкой. В доме Кабалевских музыка звучала постоянно: когда собирались друзья, знакомые, сослуживцы отца, Надежда Александровна садилась за фортепиано и пела романсы, песни, оперные арии.
Дмитрий закончил городское училище и все годы хранил «Свидетельство», в котором сказано, что он обучен «закону Божьему, чтению книг гражданской и церковной печати, письму, первым четырем действиям арифметики, пению, рисованию, рукоделию». Затем юный Кабалевский поступил учиться в 1-ю Петербургскую классическую гимназию. Он рос очень спортивным мальчиком, хорошо плавал, катался на коньках, увлекался футболом.
Тяга к музыке проявилась у него рано. Он любил подбирать на пианино знакомые пьесы, а еще больше — играть что-то отдаленно напоминающее известные мелодии, то есть импровизировать. Учить музыке его начали лет с семи, но занятия продолжались недолго. Вернулся к ним Дмитрий спустя шесть лет, в Москве, куда семья Кабалевских переехала из Петрограда вместе с Управлением сберегательных касс, где работал отец.
В Москве Дмитрий начал и работать, поступив делопроизводителем в жилищную контору. Вместе с сестрой он брал уроки в частной музыкальной школе, потом успешно закончил музыкальный техникум имени Скрябина, который находился возле Никитских ворот. Одно время он очень увлеченно занимался живописью, посещал студию живописи и рисования, мечтал также о карьере адвоката — в школе был председателем ученического суда.
Но интерес к музыке поборол все остальное, и в 1925 году Дмитрий поступил в Московскую консерваторию. Учился он сразу на двух факультетах: исполнительском и композиторском. В консерватории у Кабалевского появилось много новых друзей среди музыкантов. Молодежь охотно проводила вечера в их гостеприимном доме, куда они приходили в любое время и засиживались допоздна.
Кабалевский продолжал сочинять музыку. В те годы он написал много интересных произведений и среди них — прелюдии для фортепиано, пьесы для виолончели и фортепиано, романс на стихи С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу». Первой исполнительницей этих вокальных произведений была сестра Кабалевского Елена.
Впервые на публике композитор выступил в клубе работников искусств. Он исполнил сонату для фортепиано и аккомпанировал при исполнении своих романсов. Дебют прошел вполне благополучно, и в студенческие годы Кабалевский часто зарабатывал на жизнь тем, что играл на фортепиано в кинотеатрах. А на каникулах работал пианистом-концертмейстером в Московском театре для детей. 11 декабря 1931 года он впервые исполнил в Большом театре написанный им Первый концерт для фортепиано с оркестром.
Тогда же, еще на заре звукового кино, он начал сочинять и музыку для фильмов. Первым ему предложил это сделать Г .Рошаль, и, можно сказать, музыка Кабалевского способствовала успеху многих картин этого режиссера.
Композитор написал музыку к фильму Г.Рошаля «Петербургская ночь», к веселой и умной кинокомедии «Антон Иванович сердится». Самой сложной оказалась работа в кинофильме о композиторе Мусоргском, рядом с музыкой которого звучит музыка Кабалевского. Она великолепно передает атмосферу времени, в котором жил гениальный русский композитор, и помогает проникнуть в одну из величайших на свете тайн — в тайну творчества, тайну сочинения музыки.
Музыка Кабалевского звучит также в фильмах «Вольница», «Хождение по мукам» и других. Композитор писал музыку и к спектаклям МХАТа, Театра имени Евг. Вахтангова, Центрального театра Советской Армии. Но главное место в его творчестве занимала симфоническая и оперная музыка.
В1936 году была создана опера «Кола Брюньон» («Мастер из Кламси») по мотивам знаменитого романа классика французской литературы Ромена Роллана. Главное действующее лицо, веселый и неунывающий Кола Брюньон, живет во Франции на рубеже XVI-XVII веков. Писатель придумал своего героя, но он получился у него таким ярким и естественным, что французы до сих пор не сомневаются в том, что он существовал на самом деле.
Кабалевский написал музыку под стать литературному произведению — остроумную, жизнерадостную, она прекрасно отражает дух французской народной песенности. Композитор возродил в своей музыке и образ Брюньона — поэта, художника, весельчака, влюбленного в жизнь оптимиста.
Кабалевский очень серьезно работал над этим произведением. Он тщательно изучал французскую народную музыку, историю Франции, ее культуру и быт. В этой работе ему очень помогала и переписка с Роменом Ролланом, который внимательно следил за его работой, помогал ему советами, главным из которых был такой: «Вы должны свободно следовать своему вдохновению».
Кабалевский посылал Роллану свою оперу по частям, а позже отправил завершенный клавир. Роллан, который был не только великим писателем, но и большим знатоком музыки и музыкальным критиком, ответил композитору, что с большим удовольствием проигрывал клавир много раз: «Я думаю, — закончил он, — что Вы можете рассчитывать на живой успех у публики, так как сочинение это ясное, полное жизни и движения».
Опера была поставлена в Ленинградском Малом оперном театре в 1938 году и имела необычайный успех. Театр показывал свой спектакль и в Москве, где он тоже очень понравился публике. В 1968 году Кабалевский создал вторую редакцию оперы, приблизив ее содержание к литературному первоисточнику. А до этого, в 1953 году, композитор совершил поездку по Бургундии и побывал в «брюньоновских» местах. Он поклонился могиле Ромена Романа, посетил его вдову Марию Павловну, побывал в кабинете великого писателя, где на одной из полок с партитурой увидел и своего «Кола Брюньона».
Во время Великой Отечественной войны Кабалевский часто бывал в действующей армии вместе с другими деятелями культуры и искусства. Он летал и к партизанам, а замысел оперы «В огне» возник у него в только что отбитому фашистов селе. Либретто оперы написал Ц. Солодарь. Эта опера не имела большого успеха именно из-за либретто, а лучшие музыкальные фрагменты из нее впоследствии вошли в оперу «Семья Тараса».
Кабалевский был и в блокадном Ленинграде. Его поразило тогда мужество ленинградских музыкантов симфонического оркестра, которые продолжали свою работу в осажденном городе, вселяя в людей бодрость и надежду на скорое освобождение.
В первые послевоенные годы Кабалевский пишет еще одну «военную» оперу — «Семья Тараса», по мотивам повести писателя Б.Горбатова «Непокоренные».
В 1954—1955 годах композитор пишет оперу «Никита Вершинин» по мотивам повести Вс.Иванова «Бронепоезд 14-69». Д.Шостакович считал, что эта героико-патриотическая эпопея близка по духу операм Мусоргского.
В 1962 году Кабалевский заканчивает работу над своей известной всему миру ораторией «Реквием» на стихи, написанные по его замыслу поэтом Р.Рождественским. Музыка Кабалевского — это как бы звучащий орган его сердца, его таланта, которым он славил человека за его подвиги.
За Кабалевским прочно закрепилась счастливая репутация молодежного композитора. Дети с удовольствием распевали написанные им забавные песенки: «Словно маленький ребенок, спит в постельке поросенок» или «Пес Барбос купил газету и очки надел на нос» или «Вежливый вальс» на стихи А.Барто. Сразу же после того, как она впервые прозвучала по радио, стала необычайно популярной и песня Кабалевского «Школьный вальс», который до сих пор звучит на школьных последних звонках.
Композитор сделал также большое и важное дело, когда организовал на радио цикл передач о музыке. Они потом трансформировались в книги «Дорогие мои друзья...» и «Как рассказывать детям о музыке». Это были беседы умудренного жизнью музыковеда со старшеклассниками на музыкальных вечерах для юношества.
Авторитет Кабалевского в музыкальном мире был настолько высок, что его часто приглашали участвовать в работе жюри международных конкурсов вместе с другими прославленными музыкантами со всего мира. Он не раз работал в жюри конкурса имени П.И. Чайковского. В 1937 году он стал профессором Московской консерватории, которую блестяще закончил за десять лет до этого.
У каждого человека есть основное дело его жизни. Кроме того, каждый из нас чем-то занимается в свободное время. Главным делом и главным увлечением композитора была музыка. Но на столике рядом с пишущей машинкой всегда стояли шахматы. Свою любовь к шахматам Кабалевский унаследовал от отца и передал ее своему сыну. Он также увлекался марками и одно время был членом редколлегии журнала «Филателия СССР».
Последние годы жизни композитор много болел, но продолжал работать, стараясь доделать все задуманное. Хорошо, когда после ухода людей о них остается добрая память и все, что они успели сделать при жизни. Вот и после смерти Дмитрия Борисовича Кабалевского осталась его музыка, добрая и талантливая.
Добавить комментарий