Комиссаржевская Вера Федоровна
(1864-1910) русская актриса
Она вошла в историю русской культуры как одна из лучших исполнительниц роли Нины в пьесе Антона Чехова «Чайка». Причем актриса дала собственную интерпретацию образа. В творчестве Комиссаржевской Веры Федоровны, исповедь уступила место перевоплощению. Актриса прежде всего показала эволюцию героини.
Отцом будущей актрисы был известный певец, тенор императорского Мариинского театра Федор Комиссаржевский, а матерью — известная певица Мария Шульгина. Детство Веры Комиссаржевской было радостным и безоблачным до тех пор, пока отец не ушел из семьи.
Именно в это время она серьезно увлеклась театром и начала брать уроки сценического мастерства у известного театрального педагога Давидова. Затем она поступила на музыкально-драматические курсы, которые организовал ее отец, и закончила их по отделению вокала.
Сценический путь Веры Комиссаржевской, как и многих других артистов, начался на сценах провинциальных театров. Вскоре она стала ведущей исполнительницей ролей романтических героинь. Комиссаржевская играла их, соединяя внешнюю мягкость и лиризм с твердостью и огромной силой духа.
После многочисленных успешных гастролей по городам России она поступила на сцену петербургского Александрийского театра. Но чопорная и размеренная атмосфера, царившая на его сцене, не соответствовала эмоциональной и романтичной натуре актрисы. Кроме того, она сразу же не сработалась с ведущей актрисой театра М.Г. Савиной.
Поэтому Вера Комиссаржевская через несколько лет ушла из театра и стала много гастролировать. В то время она находилась в зените популярности. Ее наперебой приглашали известные режиссеры. Даже основатель новой русской театральной школы Станиславский специально приезжал в Петербург, чтобы пригласить ее в труппу Художественного театра.
Но Комиссаржевская не приняла его предложения, потому что решила открыть свой собственный театр. Денег для этого не было, и Вера Федоровна отправилась в «крестовый поход» по провинции. Она играла в Харькове, Ялте, Ростове-на-Дону, Киеве, Одессе, Краснодаре, Сибири. И всюду ее сопровождал триумфальный успех.
Наконец необходимая сумма была собрана, и 10 ноября 1906 года в Петербурге открылся Драматический театр Веры Комиссаржевской. Она была и директором, и руководителем труппы, и ведущей актрисой. Репертуар театра составляли самые популярные пьесы того времени — «Кукольный дом» Г. Ибсена, «Сестра Беатриса» М. Метерлинка, «Чайка» А. Чехова.
Театр сразу же стал одной из достопримечательностей Петербурга, поскольку Комиссаржевская предоставляла его сцену для творческого поиска начинавшим свой путь режиссерам. Примечательным событием столичной культурной жизни стала премьера пьесы Александра Блока «Балаганчик» в постановке В. Мейерхольда.
При своем театре, Вера Федоровна Комиссаржевская открыла первую в России театральную детскую школу. Во время первой русской революции она дала ряд концертов в пользу бастующих и читала с эстрады «Песню о Соколе» и «Песню о Буревестнике» Горького.
Однако, дальнейшая судьба актрисы оказалась трагической. В начале февраля 1909 года труппа во главе с Комиссаржевской отправилась в большую гастрольную поездку по городам Сибири и Дальнего Востока. Актриса не щадила сил, снова объединив в себе и организатора гастролей, и режиссера, и ведущую исполнительницу. Однако во время пребывания труппы в Ташкенте несколько членов коллектива заболели оспой. 27 января 1910 года перед спектаклем Комиссаржевская потеряла сознание. Через несколько дней она умерла. В это время ей было всего 45 лет.
Веру Федоровну Комиссаржевскую оплакивала вся Россия. 7 марта 1910 года на вечере, посвященном ее памяти, Александр Блок сказал: «Душа ее была как нежнейшая скрипка. Она не жаловалась, не умоляла, но плакала и требовала, потому что жила в то время, когда нельзя не плакать и не требовать. Живи она среди иных людей, в иное время — она была бы, может быть, вихрем веселья, она заразила бы нас торжественным смехом, как заразила теперь торжественными слезами».
Добавить комментарий