Костолевский Игорь Матвеевич

(род. в 1948 г.) российский актер театра и кино

Игорь Костолевский всегда мечтал о театре, но после окончания средней школы почему-то решил поступать в МИСИ, хотя профессия строителя его совсем не привлекала. Поучившись там некоторое время, он все-таки решил осуществить свою мечту и однажды летом подал документы сразу во все театральные вузы. Красивый молодой человек, да к тому же талантливый, везде блестяще выдержал конкурс, и перед ним встал выбор: где учиться. Он предпочел ГИТИС, в тот год там набирал курс главный режиссер театра имени Маяковского, А. Гончаров.

В 1973 году Игорь Матвеевич Костолевский закончил институт и пришел в театр имени В. Маяковского. Он сразу же активно включился в работу и стал успешно играть как современные, так и классические роли. Среди работ тех лет можно отметить роль Голубкова в «Беге», Кинга в спектакле «Смотрите, кто пришел», Вово в «Плодах просвещения» и принца Уэльского в спектакле «Кин IV».

Театральная карьера Игоря Костолевского складывалась столь успешно, может быть, еще и потому, что зрители уже знали молодого актера по кино. К тому времени он успел сняться в нескольких фильмах. Его дебют в кино состоялся в 1970 году, а уже через два года он сыграл свою первую большую роль в картине «А зори здесь тихие...». Однако самый большой успех выпал на долю декабриста Ивана Анненкова в исполнении Костолевского в фильме В.Мотыля «Звезда пленительного счастья» (1975) и Евгения Столетова в картине «И это все о нем».

Кино не бывает без сюрпризов, причем не только для зрителей, но и для актеров. Не обошлось без них и у Игоря Костолевского. Во время съемок в Петропавловской крепости ему на самом деле пришлось испытать всю трагичность положения недавнего баловня судьбы, блестящего кавалергарда Анненкова. Актера, как в свое время его героя, приковали кандалами к стене и оставили так на четыре часа. О нем вспомнили, когда стали снимать очередной дубль, но за это время он настолько замерз, что уже не мог играть. Собственное бессилие вызвало в нем такой мощный поток чувств, от обиды до отчаяния, что у него брызнули самые натуральные слезы, и эта сцена оказалась одной из лучших в фильме.

За светловолосым, обладающим спортивной фигурой и особым внутренним изяществом Костолевским в искусстве закрепилась слава лирико-романтического героя, в образе которого он существовал на экране целых пятнадцать лет. Но уже в это время постепенно стал формироваться иной облик Костолевского — более драматический, а иногда и трагикомический характер, каким он предстал в роли Марина Мирою в фильме «Безымянная звезда» (1978) или Студента в картине «Сказка, рассказанная ночью» (1981). Годом раньше Игорь Матвеевич Костолевский создал глубокий, психологически точный образ советского разведчика и журналиста Андрея Бородина в фильме режиссера В. Наумова «Тегеран-43» (1980), где он снимался вместе с Н. Белохвостиковой и Аленом Делоном.

Благодаря своим внешним данным Игорь Костолевский и раньше, и теперь часто играет в любовном треугольнике, где выступает в роли счастливого соперника, как, например, в фильмах «Законный брак» (1985), «Прости» (1985), «Квадрат» (1995).

Таких актеров, как Игорь Матвеевич Костолевский, часто называют пластичными. Обычно они несколько лениво и томно существуют на экране, как бы заключая в себе скрытые возможности. Российские критики считают, что именно поэтому с Костолевским любят работать западные режиссеры. Они то ли ищут в нем скрытую и таинственную русскую душу, то ли пытаются раскрыть его внутренние способности к драматизму. Игорь Костолевский очень успешно выступил в роли Аполлона в спектакле «Орестея», который поставил П. Штайн на сцене театра Российской Армии. Немецкий режиссер известен своим умением раскрывать внутренние, еще не использованные возможности актеров. Он каким-то непостижимым образом угадывает эти задатки, которые раскрываются от спектакля к спектаклю.

Спектакль «Орестея» шел не только на московской сцене: актеры совершили большую гастрольную поездку по Европе, играли этот спектакль в Швейцарии и Норвегии, соответственно на французском и норвежском языках.

Для Игоря Костолевского не представляло никакого труда играть на французском, он прекрасно знает этот язык и, кроме «Орестеи», также на французском играл в одном из женевских театров в спектакле «В ожидании Годо». Актер участвовал и в совместном проекте Международной конфедерации театральных союзов, Французского культурного центра и МИДа Франции — интеллектуальной комедии «Арт», где сыграл роль Марка. По случаю премьеры этого спектакля творческий коллектив получил поздравительную телеграмму от президента Франции Жака Ширака.

Такой интерес Игоря Костолевского к зарубежному искусству вовсе не означает, что он охладел ко всему отечественному. Актер с успехом играет в телевизионном сериале режиссера А. Худякова «Самозванцы» вместе с М. Ульяновым, В. Глаголевой, М. Зудиной, А. Ромашиным и другими известными актерами. Этот сериал посвящен современной теме и по жанру является мелодрамой.

В другом сериале — режиссера Д. Астрахана «Зал ожидания» — Костолевский играет банкира.

Несмотря на огромную популярность среди зрителей, он не избалован официальными наградами. Лишь в 1986 году кинематографисты признали его лучшим актером года. А за роль Подколесина в спектакле «Женитьба», который был поставлен в Театре на Покровке, Костолевский Игорь Матвеевич номинировался на «Золотую маску» и на премию «Кумир».

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!