Котин Жозеф Яковлевич
(1908-1979) советский конструктор танков
Тридцать лет Жозеф Яковлевич Котин возглавлял конструкторский коллектив Кировского завода, где под его руководством были созданы мощные танки Второй мировой войны, а в послевоенное время — трактора и вездеходы, среди которых известный в нашей стране и за ее пределами энергонасыщенный трактор «Кировец».
Жозеф Котин родился в городе Павлограде Екатеринославской губернии в многодетной рабочей семье, в которой был пятым ребенком. Свое необычное для русского слуха имя он получил в честь дедушки матери, обрусевшего поляка, который в давние времена поселился на берегу реки Волчьей на окраине Павлограда.
Здесь, в Павлограде, маленький Жозеф пошел в начальную школу, где отличался своими незаурядными способностями, пытливым умом и усердным отношением к учебе.
В 1920 году, семья Котиных переехала в Харьков, а через три года пятнадцатилетний Жозеф закончил школу и поступил рабочим на харьковский котельно-механический завод «Труд», где сначала был учеником, а потом подручным слесаря. Тогда же у него проявились способности к конструированию. Во время работы на заводе он сделал слесарные тиски, которые отличались оригинальным техническим решением, и даже получил на них патент.
Три года Жозеф Котин посещал вечерний рабочий факультет, а затем поступил на автомобильный факультет Харьковского технологического института. Автомобили в Харькове в то время практически не встречались, а вот танки самых различных конструкций довольно часто с грохотом и треском прокатывались по улицам. В Харькове еще со времен гражданской войны восстанавливали танки, которые достались от неприятеля. Для подготовки танкистов здесь был создан специальный учебный центр, где танковому делу обучали добровольцев из числа рабочих и красноармейцев.
Учеба Жозефу Котину давалась легко. В школе, на рабфаке, на заводе он неизменно числился в передовых. У Жозефа был сильный голос, он пел с удовольствием, любил украинские песни и знал их великое множество. Вообще Котин был человеком общительным, веселым и добросердечным. В августе 1929 года отличника учебы, студента третьего курса Жозеф Яковлевич Котина откомандировали в Ленинград для продолжения учебы в Военно-технической академии.
Академия готовила военных инженеров по многим специальностям: конструкторов вооружения, фортификаторов, химиков, связистов. В 1929 году из выпускников артиллерийского факультета в академии создали бронетанковое отделение, а еще через год — факультет механизации и моторизации.
Учебная программа академии была насыщена до предела, учились напряженно, жили трудно, но очень дружно. В числе слушателей были не только вчерашние студенты, но и люди, прошедшие недавнюю гражданскую войну, герои реальных боев, знакомые с бронетанковой техникой на деле. В таком коллективе любые трудности, любые невзгоды переносились легче, а любые задания оказывались по плечу. Эту закалку Котин пронес через всю свою жизнь, он всегда высоко ценил дружбу и обладал редким качеством — бескорыстно помогать другим людям.
Жозеф Котин выделился и в академии, быстро завоевал авторитет. Он был очень работоспособным, обладал широкими знаниями, а когда ставил перед собой какую-то цель, обязательно добивался ее.
В академии Котин начал заниматься научной работой, проводил много времени в лабораториях и экспериментальных мастерских, зачитывался специальной литературой в академической библиотеке. Серьезные публикации по бронетанковой технике помогли ему постепенно войти в круг сложных проблем, связанных с конструированием и боевым использованием танков, броневиков и бронепоездов.
Темой дипломного проекта Жозефа Котина был колесно-гусеничный бронеавтомобиль, спроектированный на базе первого советского грузовика АМО-Ф 15. Исходя из реальных возможностей промышленности того времени, он предлагал построить машину с комбинированным колесно-гусеничным движителем. На хороших дорогах колеса позволят бронеавтомобилю развивать высокую скорость. При необходимости они могут стать опорными катками для гусениц, и бронеавтомобиль превратится в танк, способный двигаться по бездорожью. По мнению Котина, его боевая машина смогла бы передвигаться как по хорошим, так и по проселочным дорогам, по пересеченной местности с равной скоростью. Кроме того, конструктор предлагал поставить на броневик более мощный двигатель, оснастить его надежной броней и современным вооружением. Защита диплома проходила при участии Михаила Николаевича Тухачевского, и Котин получил высший балл.
В 1931 году, после окончания академии, он по решению командования был зачислен на должность инженера в конструкторское бюро Военно-технической академии. Вскоре стал начальником проектно-конструкторского сектора академии. Изучая проекты и конструкции реально существовавших танков, Котин пришел к выводу, что при создании тяжелого танка, предназначенного для прорыва вражеской обороны, выгоднее иметь поменьше башен, сокращенный экипаж, но надежную броневую защиту.
Разработка танка для воздушного десантирования в 1935 году стала темой кандидатской диссертации Жозефа Яковлевича Котина. Этот труд не был сугубо теоретическим исследованием — молодой диссертант лично участвовал в оригинальной разработке методики сбрасывания на бреющем полете плавающих танков Т-37А и Т-38. Никто не знал, как будет вести себя танк при приземлении и приводнении, какова будет реакция самолета при сбросе трехтонного груза, — никаких теоретических расчетов не было, все делалось впервые.
Котин часто выезжал в бронетанковые части Московского военного округа, а в 1935 году присутствовал на показательных маневрах Киевского военного округа, в которых участвовали все рода войск.
Жозеф Котин внимательно следил за всеми перипетиями использования танков и во время войны в Испании, встречался с танкистами, которые возвращались оттуда. Теперь уже не секрет, что наши танки принимали участие в боевых действиях в Испании, но, изучив всю информацию, Котин понял, что они недостаточно надежно защищены. Спустя некоторое время он был направлен на Кировский завод, где возглавил конструкторское бюро.
Свою работу здесь он начал с решения организационных вопросов. Новый конструктор прежде всего добился, чтобы в бюро направили квалифицированных сотрудников, и потом привлекал к делу молодых способных специалистов, инженеров, техников. К творческой работе он привлек и рабочих, непосредственных создателей машин: ведь они на деле осуществляли конструкторские проекты, видели их недостатки, могли помочь советами. В коллективе установилась доброжелательная и спокойная обстановка, которую умело создавал Котин.
Работая над серийными машинами, он находил время для разработок новых, более совершенных танков. Уже тогда началась работа над новым тяжелым танком, который после всех изменений стал называться КВ. По сравнению с другими машинами этого класса KB получился компактнее. По предварительным расчетам новый танк имел массу до 47 т. Экипаж состоял из 5 человек. Зарубежные танки подобного класса имели броню не более 30 мм, а котинский танк имел толщину брони 75 мм. Вооружение KB обеспечивало ему высокую для того времени огневую мощь. На танке была установлена новая 76,2-миллиметровая пушка, которая имела практическую дальность стрельбы до 3600 м и пробивала броню толщиной до 56 мм. Таким образом, танк KB в то время не имел себе аналогов ни у нас, ни за рубежом. 19 декабря 1939 года тяжелый танк KB был принят на вооружение Красной Армии. Это был первый серийный танк с противоснарядным бронированием в наших Вооруженных Силах.
После начала войны, Жозеф Яковлевич Котин и другие конструкторы боевых машин были эвакуированы на Урал, где продолжали работу на Челябинском тракторном заводе. Здесь выпускались серийные танки KB и модификации этой модели. Тогда же Котин и его конструкторское бюро создали первую серийную советскую самоходную установку СУ-122, которая сразу же была принята на вооружение. Вскоре самоходки признали все фронтовики. Особенно нравились они танкистам за универсальность в бою и безотказность в работе. Многие отмечали отличную проходимость машин. А в конструкторском бюро стали работать над созданием САУ — самоходной артиллерийской установки. Одновременно шла работа по созданию нового, более совершенного тяжелого танка для замены КВ. Танки ИС превосходили тяжелые машины гитлеровской армии и по огневой мощи, и по защите, и по подвижности. В октябре 1943 года ИС поступили в серийное производство.
Новый танк имел 122-миллиметровую пушку. Ни один танк в мире не имел в то время подобного вооружения, а западные страны перевели свои тяжелые танки на 120-мм пушки только через тридцать-сорок лет. Таким образом, время еще раз показало, насколько дальновидным был конструктор Котин.
К концу войны его конструкторское бюро имело на своем счету свыше пятидесяти созданных им боевых машин. Но пора было переходить на мирный труд. Весной 1946 года Жозеф Котин вернулся на Кировский завод и сразу же начал готовить чертежи вездеходной трелевочной машины. Прошло совсем немного времени, когда на заводе уже изготовили первую партию гусеничных трелевочных тракторов и отправили их в лесные хозяйства для пробного промышленного использования.
Котин принимал участие и в создании антарктического вездехода «Пингвин» для советской антарктической экспедиции. Со временем он начал заниматься и педагогической работой, передавал свой большой опыт студентам Ленинградского политехнического института, где работал с 1948 года профессором и заведующим кафедрой.
Но он был прирожденным конструктором и не мог совсем оставить практическую работу. С 1961 года Жозеф Котин начинает разрабатывать новый колесный трактор — универсальный тягач, на котором можно было бы и грузы перевозить, и пахать, и сеять. Он получил название «Кировец» (К-700).
В 1968 году Котин становится заместителем министра оборонной промышленности и переезжает в Москву. Здесь он прожил и проработал одиннадцать лет и здесь же скончался в 1979 году. Похоронили Котина на Новодевичьем кладбище, а в Санкт-Петербурге его именем названа одна из улиц и Петербургский машиностроительный техникум. Заслуги Жозефа Яковлевича Котина помнят и в Кирове, где на территории Кировского завода стоит памятник главному конструктору боевых машин.
Добавить комментарий