Ле III Ателье, Анри Луи
(1850-1936) выдающийся французский химикофизик
Анри Луи Ле Шателье родился в Париже. Его отец, инженер Луи Ле Шателье, занимался разработкой проектов железных дорог, которые строились в то время в Европе. Он редко бывал дома, и воспитанием детей в основном занималась мать, женщина с большим художественным вкусом. Она привила своим детям интерес к искусству. Анри живо интересовался художественной литературой и много читал. В 1867 г. он сдал экзамен на бакалавра литературы, но его отец считал, что призвание мужчины — точные науки. По настоянию отца Анри на следующий год сдал экзамен на бакалавра наук и поступил в парижскую Политехническую школу, как и его старший брат.
В свободное от занятий в школе время он очень любил бывать вместе с отцом или старшим братом на алюминиевом заводе. Блестящие белые бруски дорогого металла завораживали его.
В Политехнической школе он изучал инженерные науки, но проявлял большой интерес к химии и металлургии. Анри мечтал построить установку, в которой измельченная порода будет превращаться в сверкающий металл. Для этого были нужны знания не только химика, но и конструктора.
Друзья отца, ученые, давно отметили незаурядные способности Анри. На летние каникулы молодого Ле Шателье охотно взяли на работу в лабораторию Девилля, в которой занимались проблемой высоких температур, достигаемых в специально сконструированных печах.
Закончив весной 1872 г. Политехническую школу и получив диплом инженера, Анри некоторое время работал в конторе своего отца, но все это время страстно мечтал поступить в университет, чтобы расширить свои познания в физике. Через два года его мечта сбылась. Анри начал серьезно заниматься физикой вместе с братом. Вдвоем они приступили к решению проблемы ацетилена.
Пламя ацетилена имело очень высокую температуру, что делало его весьма перспективным для сварки металлов. Но препятствием для его применения была взрывоопасность жидкого ацетилена — даже очень толстые стенки реактора не выдерживали, и сосуд взрывался, как настоящая бомба. Братья начали исследования и провели огромную работу, в результате которой им удалось разработать способ безопасного хранения жидкого ацетилена.
В конце 1876 г. Анри женился на Женевьеве Николя.
В том же году он получил место профессора общей химии в Горной школе.
Молодой профессор читал лекции и вел большую исследовательскую работу. Одной из важнейших проблем, которой занимались научные сотрудники Горной школы, было изучение рудничного газа, который выделялся из угольных пластов и, соединяясь с воздухом, представлял большую опасность взрывов в шахтах.
Работа продвигалась медленно, но механизм горения газовых смесей становился понятным. После долгих раздумий и поисков Ле Шателье удалось разработать новый метод определения теплоемкости газов при высокой температуре, который дал отличные результаты. Одновременно ученый теоретически обосновал наиболее важные расчеты в металлургии и теплотехнике, связанные с горением газов и выделением тепла.
Интересы молодого ученого не ограничивались областью горения газов. Он приступил к изучению вопросов, которые волновали его со школьной скамьи: какие химические процессы протекают при затвердевании бетона, цемента, гипса, какие факторы влияют на эти процессы, как управлять скоростью затвердевания, как увеличить прочность бетона? Все эти проблемы имели большое практическое значение.
Свои исследования Ле Шателье осуществил в лаборатории Коллеж де Франс, где в 1883 г. получил место профессора. Изучая равновесные процессы, ученый определял факторы, от которых они зависели. Он решил найти такой способ, при котором можно было бы управлять химическим равновесием, то есть «сдвигать» его в нужную сторону и получать в результате реакции только необходимые вещества, а выход остальных свести к минимуму.
После многочисленных опытов Ле Шателье устанавливает принцип подвижного равновесия: при внешнем воздействии на равновесную систему в ней протекает процесс, способствующий уменьшению этого воздействия.
Многосторонняя научная деятельность Ле Шателье требовала строгого распределения времени. Он рано вставал и шел в кабинет готовиться к лекциям или работать над рукописями. Послеобеденное время профессор посвящал научным исследованиям в лаборатории, занимаясь новой проблемой — сплавами. Чтобы увидеть структуру металлов под микроскопом, ученый решает направить пучок света так, чтобы металлическая пластинка отражала его в объектив прибора, и тогда ее поверхность станет видимой. Идея была реализована, и впервые человек наблюдал металлическую поверхность при таком большом увеличении.
А Ле Шателье уже думал над тем, как изменить конструкцию микроскопа, и спустя немного времени в лаборатории появился первый в мире металлографический микроскоп.
Достижения Ле Шателье получили высокую оценку — Гран При в Париже (1900 г. ), премию Сент-Луи в США (1904), награды в Италии, Бельгии, России.
В 1907 году, когда Анри Ле Шателье было уже 57 лет, его избрали членом Французской Академии наук.
К тому времени он начал исследования таких свойств элементов, как диморфизм, полиморфизм, или аллотропия.
Известность Ле Шателье быстро росла, одновременно с этим увеличивался круг его обязанностей: он проводил многочисленные исследования, читал лекции, занимался с дипломниками и докторантами, принимал участие в работе многих правительственных комиссий. Его заслуги получили всемирное признание. Многие европейские университеты и научные организации избирали его своим почетным членом. По инициативе Французской Академии наук в начале 1922 года торжественно отмечалось пятидесятилетие его научной деятельности.
Несмотря на годы, ученый продолжал работать над проблемами металлургии, связывающих материалов, керамики, стекла. В то же время он все чаще обращался к вопросам философии, проблемам взаимоотношений людей.
Задумываясь над сложными общечеловеческими проблемами, Ле Шателье пришел к выводу о необходимости создания новой системы обучения, которая даст молодому поколению глубокие знания. И он неустанно писал статьи, читал доклады, участвовал в работе комиссий.
Жена ученого, Женевьева Ле Шателье, боготворила своего мужа. Она с героическим самопожертвованием посвятила всю свою жизнь ему, воспитанию их семерых детей и созданию всех условий для работы мужа. Почти всегда она сопровождала ученого в его поездках за границу: Италию, Бельгию, Англию.
В конце 1936 г. на семейный праздник — 60-летие со дня свадьбы Женевьевы и Анри — собралась вся огромная семья: трое сыновей и четыре дочери, тридцать четыре внука и шесть правнуков — всего сорок семь наследников по линии отца. А общее количество всех родственников превышало сто человек.
Маленькая деревушка Мирибель притаилась в долине Изар. На краю деревни, утопая в зелени, возвышался летний дом Ле Шателье. Здесь проводила каникулы многочисленная семья Ле Шателье.
Лето 1936 года протекало необычно тихо и спокойно. С тех пор, как Ле Шателье заболел стенокардией, он жил в деревне по полугоду. Но и здесь он продолжал работать — читал, писал статьи, обобщал полученные недавно результаты экспериментов.
Как-то, лежа в шезлонге в тени ветвистого дуба, он размышлял о сущности человеческой натуры. Что делает человека человеком, что отличает его от животного? Какие поступки можно считать облагораживающими человека, возвышающими его? Захотелось изложить эти мысли на бумаге — писалось легко и быстро.
Через несколько дней статья была окончательно готова. Ле Шателье послал ее в «Бюллетень социального союза» и с нетерпением ждал ее выхода в свет.
Гранки пришли, когда ученый был тяжело болен. Превозмогая слабость, он прочел последнюю в своей жизни корректуру и отложил исправленные листы с чувством глубокого удовлетворения от исполненного долга. Спустя несколько часов его не стало.
Добавить комментарий