Легран, Мишель
(род. в 1932 г. ) французский композитор, аранжировщик, дирижер и певец
Выдающийся композитор родился в семье известного французского музыканта Раймона Леграна (1908—1974), окончившего в США школу джазового музыканта П. Уайтмена. Вернувшись на родгагу, Раймон начал работать в качестве постоянного аранжировщика в оркестрах А. Вентуры и Ж. Элиана.
Мишель пошел по стопам отца и, когда ему исполнилось одиннадцать лет, начал обучаться дирижированию в Парижской академии музыки в классе Нади Буланже, известной своими прогрессивными взглядами на методику обучения. Кроме Леграна учеником Буланже стал выдающийся американский композитор Арон Копланд (учитель Л. Бернстай-на). Затем Мишель поступил в консерваторию. Классическое образование по классу фортепиано и полученные от отца навыки джазового музыканта позже помогли ему в профессиональной деятельности.
В пятидесятые годы он уже был достаточно известным аранжировщиком. Несмотря на успешно начатую концертную деятельность, в конце пятидесятых годов Легран рискнул отправиться в Нью-Йорк; там он познакомился с новейшими направлениями в джазе, свел знакомства с такими признанными новаторами, как Майлс Дэвис и Джон Колтрейн. На их фоне Легран вовсе не выглядел новичком, скорее равным среди равных. Он работал вместе с Диззи Гиллеспи, Стэном Гетцем, Биллом Эвансом. Леграну удалось разрушить сложившееся в то время мнение, что только американские музыканты были признанными мастерами джазовой аранжировки. Позже он признавался: «Джаз стал частью моей жизни, потому что я вырос среди мелодий джаза. Мне кажется, что джаз стал самым мощным направлением в музыке XX столетия, поэтому он стал частью и моего сознания. Я не просто играю, а веду диалог с миром. Импровизация позволяет мне держать себя в форме и занимает мой ум, я чувствую себя молодым и полным сил». Так говорил Легран, когда ему исполнилось 65 лет.
Он пробовал организовать собственные оркестровые ансамбли как в Европе, так и в Америке. Одновременно Легран отшлифовывал музыку, создавая вариации, которые исполняли Стэн Гетц и Фил Вуд. Иногда он выступал вместе с известным джазменом Шелли Манном. Тогда же Легран начал писать музыку для мюзиклов.
Как он сам иронически заметил много лет спустя, «необходимо было постепенно просачиваться в репертуар ведущих исполнителей». И вот к середине шестидесятых годов музыкант добился, что его произведения начали исполнять Фрэнк Синатра, Джек Джонс, Элла Фицджеральд, Перри Комо, Лена Хорн, Джонни Матис, Джеймс Инграм. Английские тексты для Леграна писали поэты Алан и Мэрилин Бергман, с которыми у него сложился успешный творческий союз. Работа шла по следующей схеме: на заранее оговоренную
тему писался английский текст, к которому Легран придумывал мелодию, затем сочинял фортепианный клавир будущей песни и на его основе делал аранжировку.
Большая часть песен пятидесятых-шестидесятых годов была написана для американской певицы Барбры Стрейзанд. В начале 1966 г. она специально прилетела в Париж для совместной работы с Леграном. Аранжированная им песня «Меня зовут Барбра» в исполнении оркестра под управлением М. Леграна считается лучшей в репертуаре певицы.
В начале восьмидесятых Стрейзанд попросила Леграна сочинить для нее музыку к фильму «Иентл», в котором она впервые выступила в качестве продюсера. В результате две из двенадцати песен были номинированы на «Оскар» («Папа, ты меня слышишь?» и «Как же он волнует меня»).
Удачная творческая деятельность со Стрейзанд объяснялась прежде всего тем, что Легран с 1953 г. работал над музыкой к французским кинофильмам, причем довольно успешно. В шестидесятые годы появились мелодии к фильмам «Лола», «Клео от 5 до 7», «Я люблю жить».
В 1964 году Мишель Легран впервые вошел в число но-минантов на «Оскар». Среди его песен были композиции к фильму «Шербурские зонтики»: «Я буду ждать тебя», «Жди, что будет» и «Ты должен верить, что придет Весна», ставшие визитной карточкой музыканта. Кстати, сестра Леграна Кристина дублировала Катрин Денёв при озвучивании «Шербурских зонтиков», а во время гастролей М. Леграна в СССР в 1986 г. исполняла его песни.
Во второй раз композитора выдвинули на премию в 1966 г. за его работу в фильме «Девушки из Рошфора». Он предложил привередливому зрителю фильмы, целиком построенные на музыкальных диалогах. Их успех вызвал множество подражаний.
В 1968 г. композитор был номинирован в третий раз за работу в картине «Дело о короне Томаса». Песня «Ветер с твоей мельницы» стала известной благодаря исполнению ее Ноэлем Харрисом и Дасти Спрингфилд.
В 1971 г. Мишель Легран впервые стал обладателем премии «Оскар» как лучший композитор за фильм «Лето 42-го», а в 1983 г. — за картину «Иентл».
Творчество Леграна в семидесятые годы оказалось необычайно плодотворным: он сосредотачивается в основном на музыке для фильмов, среди которых наиболее известны «Леди исполняет блюз», «Три мушкетера», «Никогда не говори никогда» из серии фильмов о Джеймсе Бонде. В 1991 г. он вернулся к джазовым импровизациям, работал с М. Дэвисом, создав несколько песен для «Динго». Лучше всего ему, как всегда, удавались лирические напевы. Также Легран иногда участвует в создании мелодий для телевидения.
Многие исполнители признаются, что работать с маэстро непросто. Он требует от солистов, музыкантов и продюсеров максимальной отдачи. Только так, считает Легран, можно добиться профессионального мастерства. Маэстро оттачивает все до мельчайших деталей.
Сосредоточившись на исполнительской и композиторской деятельности, Легран перестал выступать в качестве певца. Он сделал исключение только для певицы Лауры, записав для нее бэк-вокал для песни «Что может случиться.... »
Организация по защите авторских прав установила, что мелодия из кинофильма «Шербурские зонтики» стала второй по распространенности в мире французской мелодией, уступив первенство «Болеро» Мориса Равеля.
Мишель Легран продолжает писать прекраснейшую музыку. В 1957—1986 гг. он неоднократно приезжал в СССР.
Добавить комментарий