Лесков Николай Семенович
(1831-1895) русский прозаик, публицист
Николай Лесков родился в семье мелкого чиновника. Первоначальное образование он получил в доме богатых родственников Страховых, затем учился в Орловской гимназии, но курса не закончил. В 1847 году юноша поступил на службу в Орловскую палату уголовного суда, затем перевелся в Киев. Там он много читал, посещал лекции в университете, выучил украинский и польский языки.
В 1857 году Лесков Николай Семенович перешел на частную службу. По делам торгового дома «изъездил Россию в самых разнообразных направлениях». Это дало ему огромный материал для творчества. В 1860 году Лесков опубликовал свои первые статьи экономического и социально-бытового характера.
В 1862 году было напечатано первое художественное произведение — рассказ «Погасшее дело» («Засуха»).
Вслед за этим появляются «Разбойник», «В тарантасе» (1862), «Житие одной бабы» (1863), «Язвительный» (1863). Большая часть ранних произведений Николая Лескова была написана в жанре очерка, который в то время пользовался большой популярностью.
В основе мировоззрения писателя лежала идеология, очень популярная и характерная для России того времени. Он чувствовал экономическую и социальную отсталость своей родины по сравнению с Европой и надеялся, что с отменой крепостного права Россия изменится. Но скоро он разочаровался в результатах реформы. Тогда одной из главных тем его произведений становится проблема крепостнических пережитков.
Героями его произведений были простые люди, Николай Лесков показывает разрушение сословных устоев, указывает на неразрывную связь капитала с преступлением. Повесть «Леди Макбет Мценского уезда» (1865) раскрывает трагическую историю бунта женской души против душной крепостнической среды. Это произведение — одна из значительных художественных вершин творчества Лескова 60-х годов, которое в целом отличается большим разнообразием используемых жанров. Он пишет художественные очерки, рассказы, повести, роман, единственную пьесу «Расточитель» (1867) и обращается к жанру хроники. С хрониками «Старые годы в селе Плодомасове» (1869), романом «Соборяне» (1872) и «Захудалый двор» (1874) в творчество Лескова входит национально-историческая проблематика. Его интересуют взаимоотношения сословий, их роль в жизни страны. Но особенно писателя привлекают национальные особенности жизни. В своих произведениях он призывает сохранить все ценное, что было в прошлом.
В 1871 году Николай Семенович Лесков опубликовал сатирическую повесть «Смех и горе», в которой показал неустроенность русской жизни и полное бесправие личности. По своей критической направленности, это самое острое произведение Лескова из всех написанных до этого времени. Многие темы, впервые затронутые в повести, найдут продолжение в дальнейшем творчестве писателя. Продолжая традиции Гоголя, Лесков не боялся говорить о своем народе самую горькую правду, потому что верил в возможность изменения к лучшему.
Вера в лучшее, любовь к жизни, к просторам русской земли, очарование душой и удалью русского человека привели к тому, что в его творчестве появляется центральный герой — человек богато одаренный, настоящий богатырь. Именно таким является герой повести «Очарованный странник» (1873). Беглый крепостной Иван Северьянович Флягин, много испытавший в своей жизни, не раз находившийся на грани смерти, становится как бы символом стойкости русского народа. Писатель находит таких «праведников» в различных слоях русского общества: среди дворян и простолюдинов, крестьян и духовенства. В своих поступках в борьбе со злом и несправедливостью они руководствуются только голосом совести, проявляя свою полную независимость от окружающего мира. Таковы герои рассказа «Пигмей» (1876), «Однодум» (1879), «Кадетский монастырь» (1880), «Несмертельный Голован» (1880), «Человек на часах» (1887). Эти рассказы, а также «Русский демократ в Польше» (1880), «Левша» (1884), «Очарованный странник» и «Шерамур» (1879) вошли в цикл рассказов о «праведниках».
Характерной чертой творчества Николая Лескова является циклизация рассказов. Так называемые «рассказы кстати» составили еще один цикл произведений. Отталкиваясь от какого-либо случая, заслуживающего внимания, Лесков рассказывал в параллель к нему другую историю. Как правило, эти рассказы создавались на сопоставлении прошлого и настоящего. Из этого цикла можно назвать «Голос природы» (1883), «Александрит» (1885), «Интересные мужчины» (1885) и др.
Особый цикл составили и святочные рассказы — редкий в русской литературе жанр. Это «Христос в гостях у мужика» (1881), «Путешествие с нигилистом» (1882), «Маленькая ошибка» (1883), «Старый гений» (1884) и др.
Особенности писательского дарования Лескова, его жизненный опыт и мировоззрение проявились в малых литературных жанрах, разнообразие которых поразительно. Николай Семенович Лесков был первым русским писателем, который сумел широко и полно изобразить русскую жизнь не в романах, а в рассказах и очерках, повестях и хрониках.
Добавить комментарий