Линдгрен, Астрид Анна Эмилия

(1907-2002) шведская детская писательница

Астрид Линдгрен известна как автор великолепных современных сказок, которые с удовольствием читают дети во всех странах мира. Она не случайно начала писать сказки, поскольку уже в детстве отличалась богатой фантазией и прекрасной памятью.

Астрид Анна Эмилия Линдгрен родилась в большой и трудолюбивой семье земледельцев неподалеку от городка Виммербю и, как позже вспоминала, начала сочинять сказки по совету своего отца. Он много занимался с Астрид и ее младшими сестрами, читал им книги и рассказывал разные интересные истории.

В школе Астрид Линдгрен тоже выделялась среди своих сверстниц, она была прекрасной рассказчицей, а ее сочинения неоднократно получали премии. Однажды репортер местной газеты даже назвал Астрид «Сельмой Лагерлеф из Виммербю».

Но в то время она не осознавала уникальность своего дарования и даже дала себе слово ничего не писать. После школы она по совету учителей и подобно многим землякам отправилась в Стокгольм, закончила там курсы секретарей и стала работать в конторе одной из фирм.

Но через несколько месяцев Анна Линдгрен влюбилась и вскоре вышла замуж. Когда у нее родилась дочь, Астрид начала рассказывать ей сказки, которые сочиняла сама. В то время у нее не было даже мысли о том, что когда-нибудь их опубликуют. В середине тридцатых годов она начала работать редактором в небольшом издательстве Рабен-Шегрен, и, как позже вспоминала, именно работа с рукописями начинающих авторов помогла ей освоить технику построения сюжета.

В 1941 году, когда серьезно заболела ее младшая дочь Варин, Линдгрен в течение нескольких месяцев ухаживала за девочкой и начала рассказывать ей сказки о Пеппи Длинный чулок. Вместе с дочерью, Астрид Линдгрен придумала необычайные приключения своей героини, но по-прежнему не торопилась публиковать их. Правда, она все же послала на конкурс, объявленный издательством Рабен-Шегрен, свой рассказ «Бритт-Мари изливает душу». Он получил вторую премию и был напечатан. С тех пор все произведения Астрид Линдгрен впервые выходили именно в этом издательстве.

Через год после своего дебюта она принесла туда повесть «Пеппи Длинный чулок». После ее публикации писательница получила известность не только в Швеции, но и в других скандинавских странах.

В своем произведении Линдгрен объединила традиционные приемы робинзонады с чертами детского авантюрного романа и создала образ полусказочной-полуреальной героини, аналога которой в то время не было не только в шведской, но и в мировой литературе. Пеппи, в которой сочетались черты реальной девочки и маленькой феи, была очень необычной, может быть, поэтому дети и полюбили ее.

Однако сама писательница чувствовала, что пока еще не нашла своего стиля. Своеобразной пробой пера стала ее вторая книга — «Приключения знаменитого сыщика Калле Блюмквиста» (1946), где использовалась стилистика детектива и психологической повести. Книга получила литературную премию, и теперь Астрид Анна Линдгрен поняла, что уже стала профессиональной писательницей.

Свою следующую книгу «Мио, мой Мио» (1954) Линдгрен написала на основе сюжетов и мотивов скандинавского фольклора. Писательница использовала старинную легенду о Черном Рыцаре, которого побеждает маленький мальчик.

Действие повести развивается сразу в двух измерениях: ее герой сначала живет в современном городе, а потом неожиданно переносится в сказочную страну. Здесь Мио оказывается королевским сыном и выступает против тирании злого рыцаря Като.

В ходе долгой и тяжелой борьбы, которая потребовала от мальчика напряжения всех сил, он не только сумел победить злого волшебника, но и освободил от его власти всю страну.

Вскоре повесть перевели на многие иностранные языки, после чего Астрид Линдгрен стала известной во всех европейских странах.

Она совершенно по-новому использовала традиционный мотив детской литературы XIX века, основанный на том, как ребенок ищет своих настоящих родителей. В дальнейшем писательница применит эту схему в повести «Ронни, дочь разбойника», где переосмыслит традиционный в мировой литературе сюжет о Ромео и Джульетте.

Линдгрен включает в повесть большое количество скандинавских легенд, мифов и народных былин, обновив таким образом традиционный стиль детской повести. Она продолжает писать небольшие повести-сказки, прежде всего это цикл о Малыше и Карлсоне, а также повесть «Братья Львиное Сердце».

Создавая сказочные повести, Астрид Линдгрен часто использует популярные мотивы мирового фольклора. Многие приключения героев напоминают детские устные рассказы, где смешивается сказочное и реальное. Так, домовые вполне могут появиться в школе, сказочные существа помогают героям, а иногда бывают злыми проказниками. Путешествуя по острову Сальткрока, дети встречают троллей, водяного, эльфов и воспринимают их как часть того реального мира, в котором живут.

Линдгрен совершенно по-новому использует многие традиционные мотивы. Так, гибель злого рыцаря Като освобождает маленькую серенькую птичку, которая была заключена внутри его каменного сердца. Таким образом, традиционная схема борьбы добра и зла имеет конкретный результат: происходит освобождение живого существа.

Кроме сказок, Астрид Линдгрен пишет и реалистические повести, продолжая традицию английского писателя Ч. Диккенса.

В повести «Расмус-бродяга» писательница рассказывает историю мальчика из приюта. Он убегает оттуда в поисках родителей и находит их в лице бродяги Олафа и его жены. Мальчик постепенно прививает окружающим уроки доброты и порядочности, а Олафа убеждает вернуться домой и заняться нелегким повседневным трудом. За свои повести о Расмусе в 1958 году Линдгрен получила Международную золотую медаль имени Х. К. Андерсена.

В начале шестидесятых годов ее пригласили на шведское телевидение для подготовки познавательных передач. За два года писательница создала серию фильмов о приключениях девочки Червен и ее друзей. После их выхода на телевидение хлынул поток писем. В 1964 году Астрид Анна Эмилия Линдгрен выпустила на их основе повесть «Мы на острове Сальткрока». Продолжая традиции С. Лагерлеф, она создала познавательную книгу, которая развлекала детей и одновременно учила наблюдать окружающую природу.

Линдгрен показала, что прекрасное скрыто в каждом из нас. Она очень поэтично описала самые, казалось бы, обычные, повседневные дела: сенокос, уход за животными и даже уборку дома. В ее произведениях особенно выразительны маленькие герои, каждый из них представляет собой независимую личность. Но главное, на что обращает внимание писательница, — это стремление найти любовь и понимание со стороны друзей и взрослых.

В семидесятые годы Линдгрен выпустила свое самое значительное произведение — трилогию о мальчике Эмиле: «Эмиль из Лённеберги» (1963), «Новые проделки Эмиля из Лённеберги» (1966) и «Жив еще Эмиль из Лённеберги»(1970). Читая одну за другой эти книги, видишь, как происходит взросление маленького героя.

Эмиль обладает сложным характером, у него много достоинств и так же много недостатков. Мальчик любит прихвастнуть, но вместе с тем он нежно заботится о своей младшей сестре. Эмиль прекрасно вырезает по дереву, всегда готов помочь матери и отцу, но иногда его рвение чрезмерно: то из-за него теряется любимая супница семьи, то отец обжигается раскаленной крышкой от кастрюли, то петух с поросенком травятся винными ягодами. В общем, хлопот он доставляет немало, но при всем при этом Эмиль великодушный мальчик и, несмотря на зимнюю стужу, готов везти больного работника к доктору.

Создавая образ Эмиля Линдгрен хотела показать детям, что каждый человек может быть добрым, если постарается. То же самое можно сказать и о других книгах писательницы, в которых она писала о том, что ей хотелось бы видеть в действительности. В 2002 году известной писательницы Астрид Анны Эмилии Линдгрен не стало.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!