Льюис Кэрролл
(настоящее имя — Чарльз Лютвидж Доджсон)
(1832-1898) английский писатель и математик
Чарльз Лютвидж Доджсон был сыном сельского священника, вырос в большой и дружной семье: у него было семь сестер и три брата. Еще в детстве он увлекся литературой, устроил собственный театр марионеток и даже писал для него пьесы.
Как и отец, Чарльз хотел быть священником. Вначале он закончил Оксфордский университет. Однако богословие так и не стало его профессией, поскольку в университетские годы он увлекся математикой и окончил колледж сразу по двум отделениям — математики и классических языков. Затем в течение четверти века Чарльз преподавал математику в оксфордском колледже Крайстчерч (1855—1881). Жил одиноко и размеренно.
Поворотным днем в его жизни стало 4 июля 1862 года. В этот день молодой профессор Доджсон отправился на лодочную прогулку со своими знакомыми и их детьми — шестилетней Алисой Лиддел и двумя ее сестрами. Во время этой прогулки он и рассказал девочкам свою сказку о приключениях Алисы в Стране чудес.
Она так понравилась всем слушателям, что Чарльза убедили записать придуманную им историю маленькой девочки. В 1865 году повесть «Алиса в Стране чудес» вышла отдельной книжкой с иллюстрациями молодого художника Джона Тениэла. Любопытно, что сам автор считал «Алису» сказкой для взрослых и только в 1890 году выпустил ее детский вариант.
Однако Доджсон не мог подписать это произведение своим именем, поскольку к тому времени он уже принял сан священнослужителя, поэтому он выбрал псевдоним. Так и родился английский писатель Льюис Кэрролл.
Только раз в жизни он покинул пределы Англии. В 1867 году вместе со своим другом, редактором Лиддоном, Кэрролл отправился в Россию. Писатель провел там месяц. Он побывал в Петербурге, Москве, Сергиевом Посаде и съездил в Нижний Новгород на знаменитую ярмарку. Свои впечатления Льюис Кэрролл описал в «Русском дневнике».
Интересно, что сама Алиса Лиддел стала в свою очередь героиней произведений младших современников Льюиса Кэрролла — например, Ф. Фармера «Восстаньте из праха»
После публикации первого издания от читателей пришло множество писем с просьбой продолжить увлекательную историю девочки, побывавшей в интересном сказочном мире. Кэрролл пишет вторую повесть об Алисе — «Алиса в Зазеркалье». Она вышла из печати в 1869 году. На этот раз его героиня совершает путешествие по шахматной доске в сопровождении шахматной королевы.
Героиня Кэрролла близка читателям и своим возрастом, и характером, и проделками. С ней постоянно происходят невероятные приключения: попав в удивительную страну карт и шахмат, она становится то маленькой, то большой, встречается с самыми необычными существами — Гусеницей, Кроликом, Чеширским котом, Мартовским зайцем. Но с каждым из них Алиса находит общий язык, и все они чему-то ее учат. Вместе с ней учатся и читатели.
Познание мира через игру, предложенное Льюисом Кэрроллом, было не только новым и увлекательным в методике воспитания детей, но и стало распространенным художественным приемом в детской литературе. Ребенок не может иначе увидеть окружающий его мир, как только через игру и фантазию.
Книги об Алисе стали не единственными произведениями Кэрролла: он написал также стихотворения для детей и еще одну книжку — «Сильвия и Бруно». Изобретенное им фантастическое животное снарк, помесь змеи и акулы, из стихотворения «Охота на снарка» (1876) даже стало обозначением сказочного чудовища в стихотворениях других поэтов, например Э. Лира.
Для всех произведений Кэрролла главным остается одно правило: неважно, где, когда и как происходит действие, случается ли оно во сне или в какой-то сказочной стране, все читатели должны играть и переживать приключения вместе с героями книги. Такой напряженный сюжет отличает его книги, приключения его героев не настоящие, а скорее познавательные.
Любопытно, что сам Льюис Кэрролл называл свои сочинения нонсенсом -— бессмыслицей — и не придавал им никакого значения. Главным делом всей своей жизни он считал серьезный математический труд, посвященный древнегреческому ученому Евклиду. Современные же специалисты считают, что главный научный вклад Доджсон сделал своими трудами по математической логике, а дети и взрослые до сих пор с упоением читают его сказки.
Кроме того, Кэрролл был страстным фотолюбителем. По воспоминаниям современников, он не расставался с фотоаппаратом. Особенно любил фотографировать детей. Ученый мог часами просиживать около детской площадки в ожидании удачного кадра.
Кэрролл занимался и художественной фотографией. Именно по его фотографиям мы знаем сегодня, как выглядели такие люди, как английский физик Майкл Фарадей, писатель Альфред Теннисон, замечательная актриса Эллен Терри, биолог Томас Гексли.
Напечатав фотографии, Кэрролл наклеивал их в собственноручно изготовленные альбомы и дарил своим знакомым. Поэтому математик и писатель Льюис Кэрролл вошел в историю и как один из первых фотографов-портретистов.
Добавить комментарий