Mac Сне, Жюль Эмиль Фредерик
(1842-1912) французский композитор
Бывают композиторы, слава и популярность которых исчезают вскоре после их смерти. Массне эта участь миновала. Уже при жизни он сделался любимцем французской оперной публики, а затем и оперной публики всего мира. В сорок с небольшим лет Массне стал едва ли не самым знаменитым и популярным оперным композитором своего времени, баловнем славы и оваций. Его стремительное восхождение по ступеням успехов, почестей и наград импонировало современникам и вызывало зависть недоброжелателей. Но никто не оспаривал выдающегося мастерства Массне, которого он добился тяжелым трудом.
Жюль Массне родился в местечке Монто около города Сент-Этьенн в департаменте Луара. Отец Массне, сын профессора истории в Страсбурге, в молодости окончил Политехническую школу, затем служил в войсках Наполеона. Падение Империи и возвращение Бурбонов вынудили его оставить профессию военного. По совету маршала Сульта он решил вспомнить свои инженерно-технические знания и стать промышленником. Сначала Алексис Массне, получив от Сульта кредит, основал фабрику кос и серпов в Тулузе, затем переселился на родину, в окрестности Сент-Этьенна, стал директором завода, производящего ту же продукцию. От первого брака А. Массне имел восемь детей, из которых ни один не был причастен к искусству. От второго брака, с Аделаидой Руайе, родились дочь и три сына. Все они увлекались искусством, а один из сыновей стал выдающимся композитором.
Отец и мать Жюля различались характерами, вкусами и даже политическими взглядами. Алексис отличался трезвостью воззрений на жизнь, деловитостью и вдобавок сохранял бонапартистские симпатии. Аделаида, родом из Эльзаса, воспитанная под наблюдением герцогини Ангулемской, симпатизировала аристократии и Бурбонам. Она любила природу, искусства, хорошо играла на фортепиано, имела талант к живописи, была мечтательной и набожной.
Очевидно, в характере Жюля гармонично соединились противоречивые интересы и склонности его родителей. Уже в детстве и отрочестве он сочетал мечтательность, нежность, чувствительность с живостью характера, упорством и организованностью.
В самом начале 1848 года семья Массне переселилась в Париж, где Жюль начал заниматься фортепиано под руководством своей матери. Семейство жило в Париже скромно. Отец болел и не мог забастовать, мать стремилась поддержать семью, давая уроки музыки. Между тем Жюль все явственнее проявлял музыкальные способности, и скоро встала задача — определить его в консерваторию.
Через некоторое время он начинает учиться в консерватории, хотя вначале не отличается особыми успехами. В 1853 году Жюль получил похвальный лист только третьей степени за сольфеджио, а в 1854 году — похвальный лист третьей степени за фортепианную игру.
Семья Массне прожила в Париже недолго. Здоровье отца ухудшилось, и близкие решили уехать из столицы в Шамбери в Савойе, почти в шестистах километрах от Парижа. Вместе с родителями в Шамбери уехал и Жюль. Он тосковал по Парижу и решил сбежать туда, но жандармы обнаружили мальчика в повозке мельника неподалеку от Шамбери и вернули его домой. Париж все-таки неотступно манил Жюля, и он снова сбежал, на этот раз удачно.
В Париже Жюль поселился у своей сестры. И она, и ее муж были художниками. Жюль снова стал учиться в консерватории, у него появились друзья и знакомые среди музыкантов, художников, писателей. Новые впечатления были великим благом для формировавшегося таланта совсем юного Массне. Но материально ему приходилось туго, и он начал энергично добиваться признания.
Стремясь к независимости, Массне покинул квартиру сестры и поселился на окраине Парижа, недалеко от кладбища Пер-Лашез. Успехи на консерваторских конкурсах давались ему с трудом: в 1856 году он получил похвальный лист первой степени за фортепианную игру, но в последующие два года награды его миновали. Лишь в 1859 году Жюль завоевал первую премию как пианист на очередном конкурсе в консерватории. Этот успех прочно закрепился в памяти композитора, может быть, еще и потому, что был долгожданным и выстраданным. Массне всегда был крайне чувствителен к знакам внимания. Он жаждет сочувствия, признания, любви. Всякое одобрение приводит его в восторг, а всякая враждебность глубоко уязвляет, обескураживает и даже способна привести в отчаяние.
Массне продолжал много работать, но заработки были небольшие, и ему с трудом удавалось сводить концы с концами. Он давал уроки сольфеджио и фортепианной игры, играл на фортепиано в кафе и на треугольнике в оркестре, затем стал литавристом в музыкальном театре на бульваре Тампль. Уже позже Массне насмешливо вспоминал, что, получая восемьдесят франков в месяц, он «был богат, как финансист... и счастлив, как холодный сапожник».
Трудный период юности и молодости имел, конечно, и свои положительные стороны. Работая в оркестрах и театрах, он слышал много разнообразной музыки, приобретал опыт инструментовки, постигал тайны театральной драматургии. Суровая школа жизни заставляла его проникаться уважением к простым людям, ценить рядовых слушателей больше, чем элиту искусства.
В 1863 году Массне принял участие в конкурсе на Римскую премию, которая давала композиторам право на пятилетнюю стипендию, жизнь за границей (два года в Риме, год в Австрии и Германии) и постановку одноактной оперы в Париже. Лауреаты Римской премии должны были регулярно отчитываться сочинениями. По условиям конкурса претендентов запирали на длительный срок в комнату, снабдив их текстом для кантаты, и там, в отрыве от внешнего мира, они должны были сочинять музыку.
Правда, претенденты на премию должны были сами оплачивать свое содержание и прокат фортепиано. Денег у Массне не было, и он пошел заложить свои золотые часы, с которыми не расставался со времени первого причастия. Но под залог часов ему дали всего шестнадцать франков. К счастью, Массне мог обойтись без фортепиано — уже в это время он развил в себе способность писать музыку, пользуясь только внутренним слухом.
Написав кантату «Давид Риццио», Массне выиграл конкурс и получил Римскую премию. Молодой композитор два года провел в Италии, о чем с восторгом вспоминал даже много лет спустя. В Риме он написал первые крупные произведения. Здесь он познакомился с Ф. Листом, который стал невольным сватом молодого композитора. Однажды он попросил Массне давать уроки фортепианной игры молодой девушке по имени Нинон. Массне согласился и очень скоро влюбился в свою ученицу. Любовь оказалась взаимной, но родители девушки были против их скоропостижного брака, так как молодой композитор был пока не в состоянии обеспечивать семью.
После Италии Массне поехал в Германию и Австро-Венгрию. В Париж он возвратился в начале 1866 года. У него в кармане оставалось всего два франка, да и на те пришлось купить зонтик, так как французская столица встретила его сильным зимним дождем.
Свадьба Массне и столь нежно любимой им Нинон все-таки состоялась 8 октября 1866 года, и счастливая супружеская пара поселилась в доме близ строящегося здания Оперы.
Массне поручили написать одноактную оперу, на постановку которой он имел право как лауреат Римской премии. Он с восторгом принялся сочинять комическую оперу «Двоюродная бабушка». Сюжет оперы был чисто развлекательным, в нем рассказывалось о том, как маркиз Кердрель вернулся из Африки в Бретань за получением наследства своего двоюродного дедушки и... женился на двоюродной бабушке Алисе, которой оказалось всего двадцать лет. Музыка понравилась публике своей живостью и легкостью.
Во время франко-прусской войны 1870—1871 годов Массне поступил добровольцем в национальную гвардию. События войны, осада столицы и Парижская Коммуна были восприняты им как тягостные бедствия.
30 ноября 1872 года в театре Комической оперы состоялась премьера комической оперы Массне «Дон Сезар де Базан», которая не имела особого успеха и после тринадцатого представления сошла со сцены. Но популярность композитора продолжает расти. Зрители прекрасно встретили его новое сочинение — яркую музыку к трагедии Леконта де Лиля на античный сюжет «Эринии». В том же, 1873 году Массне представил на суд публики ораторию-оперу «Мария Магдалина». Партию Магдалины спела известная французская певица Полина Виардо, любимая женщина писателя И. Тургенева.
Успех новой оперы Массне был громадный. Виднейшие музыканты Парижа отозвались об этом сочинении самым лестным образом.
В1873 году Массне сочинил увертюру к трагедии Ж. Расина «Федра», исполнение которой также имело большой успех. Он много и плодотворно работает — сочиняет романсы, создает оркестровые пьесы, пишет симфоническую музыку, поражая слушателей и разнообразием техники, и своим талантом.
26 июля 1876 года Массне получил свою первую официальную награду: стал кавалером ордена Почетного легиона, а через два года был избран членом Института Франции.
В 1884 году композитор завершает работу над оперой «Манон». Успех оперы уже на премьере был необыкновенным, а затем стремительно нарастал и расширялся. Вскоре «Манон» была поставлена в Брюсселе, Вене, Гамбурге, Милане, Петербурге и других городах. Вслед за этой оперой появилась опера «Сид». Правда, она прошла не столь успешно и в прессе наряду с положительными появились критические отзывы. Но уже в 1886 году Массне создает оперу «Вертер», премьера которой по различным причинам состоялась только через пять лет в Вене. Ее успех превзошел все ожидания.
Работоспособность Массне была поразительной. Из числа написанных им в этот период произведений следует отметить оперу «Таис» по одноименному роману А. Франса, а также оперы «Золушка» и «Сафо».
Несмотря на наступившую старость, Массне держался бодро, сохраняя жизнерадостность, стройность осанки. И все же силы его постепенно убывали, хотя он продолжал работать, вызывая удивление и восхищение своих современников. В 1905 году состоялась премьера новой оперы Массне «Керубино», после чего появляется еще одно произведение композитора — «Ариадна». Массне пишет оперу и на сюжет Великой французской революции «Тереза». Следующая его опера — «Дон-Кихот» — была написана в 1910 году по желанию Ф. Шаляпина, который собирался петь в ней заглавную роль.
Массне умер 13 августа 1912 года. Он завещал похоронить себя без всякой помпы, и его желание исполнили. Погребение состоялось в Эгревиле, и на нем присутствовали самые близкие люди.
Через несколько десятилетий после смерти Массне композитор Ф. Пуленк сказал: «Каждый французский музыкант имеет немного Массне в своем сердце, так же как каждый итальянец — частицу Верди и Пуччини».
Добавить комментарий