Марк Твен

(настоящее имя — Сэмюэл Ленгхорн Клеменс)

(1835-1910) родоначальник американского реализма

Марк Твен — сатирик и юморист, создатель прекрасных рассказов и романов, в которых представлена глубокая и всеобъемлющая картина жизни Америки более чем за полвека.

Сэмюэл Клеменс родился в штате Миссури, в селении Флорида, в семье юриста. Вскоре семья переселилась в город Ганнибал на берегу Миссисипи, где прошло короткое детство маленького Сэма. После смерти отца он был отдан учеником наборщика в типографию. Свои первые литературные опыты опубликовал в газете. Клеменс много времени проводил в библиотеке печатников, и огромный увлекательный мир американской и европейской литературы заворожил юношу. С 18 лет он кочевал по городам Миссисипи как бродячий наборщик. Жизнь на большой судоходной реке обогащала пытливого юношу массой впечатлений, особенно покорили его «боги» реки — лоцманы. Будущий писатель стал лоцманом и водил суда по Миссисипи. Река стала колыбелью его псевдонима. Mark twen (термин измерения уровня воды: «Мерка два!») — этот крик лотового обозначал для лоцмана безопасный путь.

Началась Гражданская война между Севером и Югом. Юного лоцмана мобилизовали в армию рабовладельческого Юга, и ему пришлось спешно бежать от военных властей в Неваду. Попав в атмосферу приисковой серебряной горячки, он несколько лет провел в кварцевых шахтах в поисках богатой жилы. Обогатиться не удалось, но время от времени газета «Энтерпрайз» печатала присылаемые им заметки под псевдонимом Джош. Сюда, в Вирджиния-сити, за несколько сот километров, он и пришел пешком, бросив горняцкий лагерь.

Уже первые юмористические рассказы сделали его популярным. Учителем по литературной технике стал уже известный писатель Брет Гарт, автор книги «Счастье ревущего стана». Первый сборник рассказов Марк Твен назвал по имени произведения, сделавшего его известным, — «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» (1865). Потом вышла книга путешествий «Простаки за границей» (1869) по впечатлениям поездки в Европу и Палестину. Обе книги стали большой победой молодого писателя. В американскую литературу вошел искрометный юмор, основанный на мудрости и гуманизме народных юморесок. «Простаки за границей» сыграли огромную роль в формировании национального сознания американцев.

Серьезный тон традиционного американского рассказа Марк Твен сменяет озорным и веселым повествованием, придав ему форму анекдота, пародии, мистификации, фантастики, бурлеска, комически обыгрывая нелепости, несообразности. Многообразный мир писатель изображает в самых разнообразных жанрах — заметках, зарисовках (скетчах), юморесках, очерках, статьях, фельетонах, рассказах-памфлетах, пародийных миниатюрах.

В сборнике «Старые и новые очерки» (1875), куда вошли написанные на рубеже 70-х годов новеллы, продолжается сатирическое изобличение вопиющих противоречий американского общества, беспощадной и жестокой конкуренции в нем. В сатирически заостренных, контрастных картинах писатель характеризует, по его собственному выражению, «пропасть между должным и сущим». Им создана целая галерея сатирических портретов американских «бизнесменов церкви», торгующих нефтью, хлопком, спекулянтов на хлебной бирже (рассказ «Важная переписка»), деятелей «Американского библейского общества», пособников банкиров Моргана и Дюпонов. Автор рисует продажность правительственных учреждений, сенаторов и конгрессменов («Дело Джорджа Фишера», «Дело о поставке мяса»), разоблачая лживую идеологию, прикрывающуюся словом «свобода» («Таинственное посещение», «Как меня выбирали в губернаторы», «Журналистика в Теннесси»), выступает против войны с индейцами, гневно бичует американский расизм («Друг Гольдсмита снова за рубежом» — на русском языке «Письма китайца»). Он выступает за честь и совесть «сынов Линкольна», растлеваемых идеологией расизма. Но горечь, озорство и веселье соседствуют в каждом рассказе.

Иной стиль в «Позолоченном веке» (1873), написанном в содружестве с Чарлзом Уорнером, где Марк Твен развенчивает американскую плутократию и узаконенный Конгрессом грабеж, продажный суд и прессу. Сатирик вырабатывает гротескный стиль — здесь и юмористическое преувеличение, и масштабная сатирическая карикатура, неожиданное смещение трагического в плоскость смешного, обилие пародийных приемов. Главное бедствие страны он предвидит в превращении политики в бизнес. Жажда обогащения охватывает и слои бедняков, и рядовых граждан Америки. Название романа стало нарицательным для поры спекуляций и афер, периода разъедающих американское общество после Гражданской войны цинизма и приобретательства.

В 1870 г. после поездки в Европу и женитьбы Марк Твен поселяется в Хартфорде, штат Коннектикут, где проживет до 1891 г. Здесь он создает так называемый Эпос реки Миссисипи: очерки «Старые времена на Миссисипи» (1875), «Приключения Тома Сойера» (1876), «Жизнь на Миссисипи» (1883), «Приключения Гекльберри Финна» (1884). От буржуазной действительности Америки писатель обращается к прошлым ее временам. Да, и в прошлой Америке было много жестокого и дикого, фальшивого и нелепого. И мальчишка Том — бунтарь. Он выступает и против ханжеского благочестия, и против застойной жизни обывателей, и против скуки пуританства в семье и школе. Символом свободолюбия становится — уже навсегда в творчестве Марка Твена — могучая река. Это был гимн детству, переложенный в прозу, «очаровательный эпос юности» (Джон Голсуорси).

Детский ум Тома свободен от мертвящих условностей, наводящих одуряющую скуку. Возня с пуделем в церкви во время воскресной службы нарушила чопорную церковную обрядность. Но ведь неожиданному развлечению рада и взрослая паства, с трудом сдерживающая хохот. В рутине и формализме школьной жизни, которая для Тома «тюрьма и кандалы», отражена тусклая и убогая жизнь американского мещанства. И если Тома не калечит эта мертвящая рутина, то только потому, что он живет другими интересами. Его решительный и мужественный характер формируется в борьбе с реальными злоключениями и предрассудками, суеверными страхами. Безудержная фантазия Тома — «первого выдумщика» — защищает духовный мир подростка от мертвящего влияния косного общества.

Обыватели Сент-Питерсберга воспринимают благородные стремления друга Тома, Гека Финна, — независимость, вольнолюбие, презрение к благам цивилизации — презрительно, как сумасбродство, своеволие.

Живая жизнь Тома и Гека противопоставлена сонной одури взрослых. Здесь Марк Твен предстает как мастер обрисовки конфликта, портрета, психологической мотивировки поступков. Это следующая ступень мастерства писателя-реалиста.

В романе-сказке «Принц и нищий» (1881) Марк Твен проводит аналогию между современной Америкой и средневековой Англией по бесчеловечности законов. Справедливый юный правитель Том Кенти — «принц нищеты» — отверг деспотические законы, а государственную печать употреблял для раскалывания орехов. Мудрому человечному правителю не нужны ни печати, ни указы, ни чиновники.

Это увлекательный, динамичный роман со всем арсеналом поэтических средств сказки: отнесенностью действия в былые времена, исполнением желаний, невероятными приключениями, хэппи-эндом, в основе которого парадокс — принц получает королевские права из рук нищего.

Самая больная проблема Америки — рабство — лежит в основе центрального романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» (1884). Автор описывает трогательную дружбу белого мальчика Гека и взрослого негра Джима. В центре романа — идея враждебности американскому народу собственнического, античеловеческого строя Америки, где господствуют владельцы золота и человеческих жизней. Важнейшая драматическая ситуация романа связана с решением Гека и Тома «выкрасть негра из рабства». Роман большой социальной силы превращен в утопию. Это отразило эпоху ожесточившихся классовых боев в Америке. Ни о какой реальной свободе, кроме свободы в обращении к природе, быть не могло. Роман заканчивается охотой на негра, облавой, как на дикого зверя.

Многие писатели считали книгу о Геке и Джиме своей любимой. Э. Хемингуэю принадлежат слова: «Вся современная американская литература вышла из одной книги М. Твена, которая называется «Гекльберри Финн».

М. Твен в этом романе не только отразил идейные, социальные аспекты, но и стал родоначальником нового американского литературного языка, обогащенного диалектными формами.

В 1889 г. появляется последний роман писателя «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Действие в произведении перенесено в Англию VI века. Роман был ответом Марка Твена на рост противостояния создавшимся объединениям американских рабочих. В Чикаго после демонстрации, на которой провокатором была брошена бомба, были приговорены к смертной казни 19 рабочих. Роман защищал право рабочих на власть, так как они представляют всю нацию. Янки произносит горячую речь об очистительной роли французской революции XVIII века.

В 1895 г. М. Твен совершает изнурительную поездку с публичными лекциями в Австралию, Новую Зеландию, на Цейлон, в Индию и Южную Африку в надежде разделаться с долгами после неудачной попытки основать издательскую фирму.

Во многих произведениях этого периода усиливаются горькие ноты: «Простофиля Вильсон», «Личные воспоминания о Жанне д'Арк» (1896), памфлеты «Человеку, ходящему во тьме» (1901) и другие. Но по-прежнему он видел в смехе воинствующего врага всяких мерзостей и опору человеческой стойкости в мире фальши, эксплуатации и насилия.

Многие произведения писателя были опубликованы только посмертно: «Соединенные Линчующие Штаты» (1923), «Военная молитва» (1923), «Записные книжки» (1935), «Письма с Земли» (1960).

Высоко ценили Твена в России. М. Горький написал очерк о встрече с ним в Америке, писал о нем и А. Куприн.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!